«Сюжетообразующий мотив игры в сборнике В. Токаревой «Казино»»

motiv

Литература как один из видов искусства отражает жизнь, в том числе и в игровом плане. Мнения учёных по вопросу о месте игры в творчестве В. Токаревой различны. О. и В. Новиковы, авторы статьи «Честная игра», так определяют значение игры как художественного приёма в творчестве писательницы: «автор входит в жизнь героев на правах режиссёра, помогая им через игру стать самим собой, разрушить обыденные стереотипы, отбросить правила той, другой скучной игры, которую, незаметно для себя ведут люди, поддаваясь усталости и привычке. Жизнь предстаёт как борьба игры-правды и игры-лжи». К.Д. Гордович считает использование этого приёма основой занимательности сюжета: «…Токарева позволяет себе проигрывать самые разные варианты сюжетов — встречи и разлуки, разрывы и соединения, внезапно вспыхнувшие эмоции и воспоминания об утраченных возможностях. Занимательность предполагается в неожиданности сюжетных ситуаций».

По нашему мнению, использование в построении сюжета игры случая, доказывает, что Токаревой осознаётся недостаточность индивидуальной воли для определения человеческой судьбы, присутствие в роке игры случая. В некоторых произведениях писательница показывает варианты развития судеб героев: не вмешайся в жизнь случай, актриса из «Системы собак» могла бы получить желаемую формулу счастья: деньги, славу и любовь. Марьяна из «Инфузории-туфельки» всегда бы подобострастно смотрела на мужа и считала бы заботу о нём смыслом своей жизни, если бы случайно не узнала о его измене. Елена Кудрявцева («Гладкое личико») не поняла бы, что общественное мнение, которым она руководствовалась в важных для себя решениях, совершенно не стоит того, чтобы оставить сиротой ребёнка и лишиться жизни, если бы не непредвиденное осложнение после пластической операции.

Можно сказать, что мотив игры в творчестве В. Токаревой выполняет несколько функций:

1) Является основным композиционным элементом сюжета. Здесь можно вспомнить функцию мотива в системе нарратологического подхода, описанного И. Силантьевым: «Мотив «продвигает» повествование, определяя перспективу событийного развития действия»;

2) Используется для раскрытия характеров героев, выявления их скрытых черт. Иногда герои В. Токаревой сознательно играют, чтобы выжить в жестоком обществе, в корыстных целях или ради меркантильных выгод. Таковы Наиля Баширова из «Казино», Журналист, Скульптор, Политик и Писатель из «Банкетного зала», Ирка из «Уж как пал туман», муж Марьяны из «Инфузории-туфельки», Влад Петров из «Свинячьей победы» и другие. Иногда герои неосознанно начинают играть, например: Людка из рассказа «Щелчок», Писательница из рассказа «Из жизни миллионеров».

О том, что мотив игры является символическим и сюжетообразующим, говорит название книги: «Казино».

Главная героиня рассказа «Система собак» существует в придуманной ей самой реальности. Играть её заставляет необходимость поиска «своей судьбы»: «Но всё-таки я с ним пошла в надежде, что меня кто-нибудь приметит и возьмёт сниматься в кино. Или просто влюбиться и я найду своё счастье». Двадцатишестилетняя девушка отдаёт себе отчёт в том, что ей не совсем нравится общество сорокалетнего спутника («Валька — просто рвотный порошок») и его коллег («Ты был стеклянный и лысоватый», «Была за столом ещё одна возрастная тётка лет сорока пяти…, которая плоско шутила»). Но актриса терпеливо ждёт своего часа, так как Валька, хоть и не приятен, но всё же знаменитый сценарист, «возрастная тётка» — прогрессивный критик, а «ты» — известный режиссёр. Актриса хочет любой ценой добиться поставленной цели, поэтому она перестаёт быть самой собой: «Я хотела сыграть эту роль, но знала, что мне не дадут. И решила отказаться сама… Я позвонила домой Вальке и сообщила с ленцой: вряд ли у меня получится, меня пригласили на другой фильм…». «Сама того не подозревая (выделено мной — М.Л.), я сделала точный тактический ход».

Актриса лукавит, говоря, что она, якобы «не подозревала» о последствиях своего поступка. Чуть раньше она излагает собственную теорию, которой руководствуется в жизни «… я заметила, что нельзя хотеть очень. Судьба не любит. Надо не особенно хотеть, так, чуть-чуть. … И тогда всё получится».

Становление актрисы как профессионала происходит постепенно и достаточно трудно. Попасть на съёмочную площадку оказалось гораздо проще, чем талантливо сыграть роль Золушки в фильме. На помощь приходит жизнь: сначала актриса делает для себя открытия в жизни, а уж потом полученный опыт переносится на съёмочную площадку. Так, чтобы воспроизвести обиду Золушки в кино, актриса ещё раз пережила один из самых драматичных моментов своей жизни: похороны отца; чтобы сыграть любовь к принцу, она представили на месте своего партнёра по фильму любимого человека.

Постепенно с актрисой происходит то, что она «вживается» в роль своих героинь и начинает в реальности поступать соответственно их принципам. Сначала она ощущает себя Золушкой, которая может довольствоваться не частыми, но щедрыми подарками судьбы (она согласна делить любимого с его женой и детьми: «Дети — это величина постоянная. И жена — как часть неизменного целого. Я всё понимаю, но не хочу думать наперёд. … без тебя я ничто. … Выдох. А с тобой я молекула воды…. Значит, я из неощутимого газа превращаюсь в жидкий минерал. Разве этого мало?» ).

Потом она начинает соотносить себя с Джульетой Друэ — возлюбленной Виктора Гюго. Она пытается стать для режиссёра отдохновением от суровой и неприкрашенной действительности: «И только я — отдых от проблем. Со мной только счастье и прекрасная химия…. Пусть всё будет, как было». Потеря ребёнка несколько «отрезвляет» актрису: «Джульета Друэ была слабая актриса. Она служила идее искусства через другого человека. А у меня есть свой талант и своё материнство». Но до конца стать собой актриса уже не может: она уже привыкла играть, и именно поэтому она находит единственно верное объяснение своей неудавшейся жизни: «… моя энергия уходила на творчество, а её энергия — на саму жизнь Она талантливо жила, а я отражала жизнь».

Когда актриса играет в казино, она выигрывает много денег, понимая, что это свидетельство утраты любви. Здесь, безусловно, В. Токарева высказывает мысль о тесной взаимосвязи жизни и игры: утраченное в жизни обретается в игре, и наоборот. Актриса стала звездой кинематографа, но навсегда лишилась возможности познать радость материнства и потеряла любовь человека, испытывающего к ней искреннее бескорыстное чувство.

Игра в произведениях В. Токаревой не учит условному жизнеповедению и светскому отношению к дилеммам бытия, а, наоборот, заставляет героев менять принятые стереотипы, возвращаться к своей индивидуальности и находить своё место в жизни. Игровые приёмы используются писательницей для характеристики личности героев и являются специфической особенностью поэтики. Отношение Токаревой к игре можно определить так: играть, чтобы познать себя, но ни на миг не переставая быть самим собой.

Самара 2005

  • Обновлено: 17 января, 2016
  • Автором: Миронова Марина Викторовна