«Художественное время в произведениях сборника «Казино» В. Токаревой»

time

Время в литературном произведении и объект изображения, и его субъект, и инструмент изображения. Художественное время, в отличие от времени реального, может протекать сразу в нескольких измерениях. Созданное автором, оно характеризуется многомерностью и образностью.

Для рассказов сборника «Казино» В. Токаревой характерна множественность временных позиций в произведении. В рассказе «Паша и Павлуша» автор использует описание одного и того же эпизода на протяжении повествования с нескольких точек зрения. Вот что чувствует Паша утром, после проведенной у Марины ночи: «Какое потрясающее, непознанное время суток — пять утра! Оно проходит мимо людей. А он его открыл… ». «Паша шел по пустому городу. Жизнь представлялась ему длинной и осмысленной, полной нежности и самоотдачи». А вот действия и мысли Марины в то же утро: «… проснулась и пошла в свою контору под названием «Ателье №18»… Марина принимала заказы… объясняла тусклым голосом, они опять не понимали». Для героя — это время прозрения, открытия жизни. А для героини — «тусклая» обыденность.

В этом рассказе четко определено время персонажа и время повествователя, но произведение характеризуется сложной временной структурой. Сначала читатель существует в хронотопе одного героя, потом другого и т.д. При этом основополагающим оказывается авторский хронотоп, не совпадающий с персонажным, но образующий структуру произведения в плане времени и пространства.

В рассказе «Из жизни миллионеров» имеет место синтез ретроспективной и синхронной точек зрения. В этом случае совмещается два типа рассказчиков: общий рассказчик (функционирующий во всем произведении в целом), по отношению к которому действие относится к прошлому, и частный рассказчик (функционирующий специально в данной конкретной сцене), по отношению к которому действие происходит в настоящем.

Одним из средств выражения временной позиции повествователя выступает форма грамматического времени. В рассказе «Казино» видовременные формы приобретают специфическое значение. Так, использование глаголов настоящего времени в рассказе, где речь идет о прошлом и доминирует форма прошедшего времени глагола, имеет целью вовлечь слушателя внутрь действия рассказа, поставить на то место, на котором находится герой: «Актриса идет в такт овации — молодая, победная вечная… Я тоже хлопаю. И преклоняюсь. Актриса — больше чем человек. Человек плюс что-то еще… У всего зала особые лица. Они тоже чувствуют «что-то» еще».

Форма настоящего времени в рассказе «Уж как пал туман» встречается в кульминационных моментах: рассказ Толи о его жене, откуда становится понятна причина его разлада с миром; воспоминания героя об обиде, нанесённой ему незнакомым парнем, которые усугубляют состояние дисгармонии в его душе.

Время в рассказах Токаревой то растягивается, то замедляется. Все повествование кажется поделенным на ряд эпизодов, внутри которых время идет медленно, но между которыми оно протекает быстро, подготовляя фон для нового значимого действия. Показательным в этом плане является рассказ «Уж как пал туман». Вот как передается замедленное действие в отрывке, где описывается подготовка хора к вступлению (действия дирижера): «Она внимательно смотрит на первые сопрано, потом на вторые. Идет от одного лица к другому… Слушает сосредоточенно: ждет, когда задрожит в груди поющая точка. Потом эта точка вспыхивает и заливает все… Для организации повествования автором используются глаголы настоящего времени. Далее идет быстрое развитие событий: «Наташа качнула в воздухе кистью… Она потянула звук… Потом обернулась к альтам… Она опустила руки». Действие сконцентрировано, время сжато.

В рассказе «Щелчок» сгущенность времени передается неполными конструкциями. Замедленное действие показано при помощи приема ретардации: «…поднялась не спеша. Встряхнула головой, освободила волосы. Потом накинула халат и медленно, гибко, как кошка, пошла по тропинке… Шла юная женщина, исполненная тайн и предчувствий». Эту же мысль подтверждают слова главного героя Димы: «Как будто треснула почка и выбился бутон. И я увидел это как в мультипликации». Но по отношению к реальному времени перерождение Людки — всего лишь миг: «Только что одно, и вдруг — другое». Тема незаметности и быстротечности времени подчеркивается в этом произведении еще раз: «Только что живая — щелчок — и мертвая».

В рассказе «Свинячья победа» автором также используются неполные предложения. Спешные сборы подруг Виктории Поросенковой по причине возвращения домой хозяев переданы так: «Было впечатление, что спасаются от неминуемой гибели. Голые ноги — в сапоги. Шапки — на мокрые волосы. И — на холод. Из теплых лазурных вод — в слякотную зиму. Из блаженства — в мучение».

Произведения писательницы характеризуются множественностью временных позиций, синтезом ретроспективной и синхронной точек зрения, совмещением разных временных планов. Писательница то ускоряет ход времени, то замедляет его. Это достигается при помощи изменения грамматической формы времени глаголов, неполных конструкций и предложений. Образ художественного времени, созданный В. Токаревой, отражает концепцию мира в хронотопическом аспекте.

Тамбов 2005

  • Обновлено: Январь 17, 2016
  • Автором: Миронова Марина Викторовна