Конспект урока в 9 классе по теме «Фонетика. Графика. Орфография»

Цели урока:

Закрепление знаний по фонетике, графике, орфографии, орфоэпии. Знакомство с учебником.

Задачи:

  1. Создание условий для проявления интереса к теме урока.
  2. Обеспечение исследовательского характера учебной деятельности: наблюдение, сравнение, обобщение.
  3. Обогащение словарного запаса учеников, отработка правописания.

Оборудование:

учебник «Русский язык. 9 класс»/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е, карточки, рабочие тетради учеников, таблица звуков и букв русского языка, мел, доска.

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Рада всех видеть на занятии. Повторим материал, пройденный ранее, и узнаем кое-что новое.

Заниматься мы будем по учебнику Бархударова Степана Григорьевича. Давайте рассмотрим его. На титульном листе указано название учебника, его назначение, издательство, год издания. На стр. 3 вы видите условные обозначения, которые помогут получить дополнительную информацию. Обратите внимание на второе обозначение. Материал, выделенный в тексте параграфа таким образом, нужно заучивать наизусть. Вспомним цифры, соответствующие различным видам разбора. Планы разборов вы найдете в приложении на стр. 238-245. На стр. 246 и 249 вы увидите перечень пунктуационных и орфографических правил, которые вы изучали ранее и изучите в 9 классе и которые необходимы для выполнения тестирования в формате ОГЭ. На стр. 250-251 – орфографический словарь, следом орфоэпический словарь, на стр. 254 — содержание курса русского языка в 9 классе.

1. Формулирование темы урока. (Самоопределение к деятельности)

Прочитаем стихотворение (написано на доске)
Любовь

  • Вот уж был день! Пришло
  • к нам сразу столько людей.
  • Они привели с собой каких-то
  • совсем незнакомых. Ранее я
  • не мог ничего о них расспросить.
  • Хуже всего, что они говорили
  • на языках совсем непонятных.
  • И я улыбался, слушая их
  • странные речи. Говор одних
  • походил на клекот горных
  • орлов. Другие шипели, как змеи.
  • Волчий лай иногда узнавал я.
  • Речи сверкали металлом. Слова
  • становилися грозны. В них
  • грохотали горные камни.
  • В них град проливался.
  • В них шумел водопад.
  • А я улыбался. Как мог я
  • знать смысл их речи? Они,
  • может быть, на своем языке
  • повторяли милое нам слово
  • «любовь»?
Н.Рерих, 1920
Ответим на вопросы:
  • 1. Что воспринимал лирический герой, а что было неподвластно его пониманию? (герой воспринимал звуки, но не понимал смысла того, о чем говорилось)
  • 2. Какие ассоциации звучащей речи возникли у лирического героя? («говор одних» напоминал клекот орла, у других ему слышалось змеиное шипение, иногда слышался лай, речи «сверкали металлом», в них «грохотали камни», «шумел водопад», «град проливался»)
  • 3. Почему лирический герой предположил, что пришедшие к нему люди произносили слово «любовь»?
  • 4. В стихотворении встречаются слова «звук», «говор», «язык», «речь». Назовите раздел науки о языке, в определении которого есть или подразумеваются указанные слова. Фонетика – это раздел науки о языке, изучающий звуки речи, их образование и свойства. Сегодня мы поговорим о фонетике, графике и орфографии. Запишем тему урока.

2. Актуализация знаний. Вспомним терминологию (работа в парах):

  • 1. Назовите самую малую единицу языка?
  • 2. На какие группы делятся звуки речи?
  • 3. В чем различие между буквой и звуком?
  • 4. Сколько букв в русском алфавите?
  • 5. Когда гласные Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?
  • 6. Приведите примеры на обозначение 2-х звуков буквами Е, Ё, Ю, Я. (слова написаны на доске)
  • 7. Каковы функции Ъ и Ь?
  • 8. Приведите примеры роли Ь и Ъ в языке. (слова написаны на доске)
  • 9. Сколько звуков [т] и [д] в выделенных предложениях? (слова написаны на доске)

Обратите внимание на примеры и на ответ в последнем задании. Какой вывод можно сделать, глядя на них? (Звуки речи не всегда записываются так, как произносятся)

3. Локализация затруднений.

В качестве доказательства рассмотрим следующие задания и выполним их. (Работа в группах по рядам)

Упр. 1 (1 ряд)

Дана транскрипция слов, которые имеют двоякое написание. Запишите эти слова буквами. Как называются такие слова в лексикологии? (омонимы)

  • [грус’т’]
  • [сй’эст]
  • [пр’идал]
  • [абв’ивал]
  • [валы]
  • [разв’иваца]
Упр. 2 (2 ряд)

Напишите транскрипцию слов «счастье», «чувство», «сберечь», «дождь». Сделайте фонетический разбор слова «сберечь».

Упр. 3 (3 ряд)

Образуйте новые слова, прочитав в обратном порядке звуки данных слов:

лён, лещ, тушь, рай, тля, ель, торг, люк.

Решив предложенные фонетические задачи, мы обратили внимание на то, что слова иногда пишутся так, как слышатся, например, «рай», «дом», «кол» и т.п. А в большинстве случаев общие для однокоренных слов морфемы сохраняют на письме единое начертание, например, вода – воды. Это наблюдение подтверждает, что основной принцип русской орфографии – морфологический. Однако есть еще фонетический и исторический принципы. Рассмотрим примеры:

4. Выполнение задания, направленного на повторение пройденного материала с привлечением новой информации. Упр. 9 (стр.8) Замените словосочетания со связью управление синонимичными словосочетаниями со связью согласование. (вспомнить схемы СС)

  • Управление: гл./ сущ. + сущ./сущ. с предлогом, местоим.
  • Согласование: сущ./мест. + прилаг., местоим., причастие, порядк. числит.
  • Шутка без злобы – беззлобная шутка
  • ночь без сна – бессонная ночь
  • поступок без чести – бесчестный поступок
  • семья без детей – бездетная семья
  • общество без классов – бесклассовое общество
  • фильм без сюжета – бессюжетный фильм
  • работа без перебоев – бесперебойная работа
  • фигура без формы – бесформенная фигура
  • поступок без корысти – бескорыстный поступок.

Подчеркните предлоги, выделите приставки (во втором словосочетании). Какие принципы русской орфографии мы использовали при выполнении этого задания? От чего зависит правописание предлога и приставок на З/С?

В русском языке есть ещё одно правило, когда мы используем фонетический принцип при записи слова. Это написание гласных Ы и И после приставок.

  • подытожить
  • предыюльский
  • взыскать
  • межинститутский
  • контригра, субинспектор, трансиорданский, постиндустриальный
  • пединститут, спортинвентарь
Давайте попробуем отметить закономерности в примерах.
1. Когда я пишу после приставки гласный И, а когда Ы?

Прочитаем теоретический материал на стр. 9

Выполним упражнение 4:

Вставьте пропущенные буквы:Под…тожить, мед…нститут, пред…дущий, без…дейный, дез…нфекция, сверх…нтересный, без…нвентарный, супер…гра, меж…здательский, пред…нфарктное, от…скать.
Выделите приставки, подчеркните Ы или И.

Рефлексия. Сегодня мы повторили некоторые термины, правила, принципы. Давайте вспомним, какие принципы лежат в основе русской орфографии?

Когда мы пишем И, а когда — Ы после приставок?

Домашнее задание. Повторить, что такое орфоэпия. Выполнить упр 12+ слова из рамок (стр.8,9). Выучить ударение в словах. Подготовиться к самостоятельной работе.

Использованная литература:

  • 1.Учебник. Русский язык 9 класс. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Москва, «Просвещение, 2019
  • 2. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. Методика подготовки к письменному экзамену по русскому языку за курс основной школы. Н.В.Егорова
  • 3. Русский язык: сборник правил и упражнений /Д.Э.Розенталь. — Москва: Эксмо, 2016.
  • 4. Презентация «Фонетика» Печказовой С.П., учителя русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия.

  • Обновлено: 2 августа, 2020
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

9 Комментарии к статье “Конспект урока в 9 классе по теме «Фонетика. Графика. Орфография»

  1. Светлана:

    Очень хороший конспект. Как его скачать?

    1. Avatar photo Марина Викторовна:

      Светлана, на сайте не предусмотрено скачивание данного конспекта. Могу выслать материал Вам на почту. Если Вы планируете использовать у себя на сайте, то придётся указать источник.

  2. Лиза:

    Очень хорошо

    1. Avatar photo Марина Викторовна:

      Спасибо!

  3. Лара:

    Хороший урок. Хотелось бы взять на свой урок некоторые фрагменты

    1. Avatar photo Марина Викторовна:

      Спасибо. Лара, на сайте не предусмотрено скачивание данного конспекта. Могу выслать материал на почту.

  4. Нина:

    Здравствуйте. Очень понравился урок. Вышлите и мне, пожалуйста, на почту. Спасибо.

  5. Лидия:

    Хороший урок , хотелось бы добавить в свою копилку. если можно , сбросьте на почту.

  6. Зулай:

    мне очень понравился конспект урока

Добавить комментарий для Марина Викторовна Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.