Сценарий игры-конкурса по русскому языку «Путешествие в страну Филологию»

(Звучит песня «Говорим на русском языке» Георгия Гладкова)

  • Русских слов глубокое теченье
  • Дарит силу песенной строке.
  • Ах, какое это наслажденье —
  • Говорить на русском языке!
  • Колосится рожь в широком поле,
  • Облака купаются в реке.
  • Мы с тобой о радости и боли
  • Говорим на русском языке.
  • Не померкнет подвиг наших дедов,
  • Ордена горят на пиджаке.
  • В майский день друг другу: «С Днём Победы!» —
  • Говорим на русском языке.
  • В майский день друг другу: «С Днём Победы!» —
  • Говорим на русском языке.

(На фоне музыки начинают говорить ведущие)

  • Вот малыш спешит за мамой следом,
  • И ручонка в папиной руке.
  • Он уже и с бабушкой, и с дедом
  • Говорит на русском языке.
  • Вспоминая белые берёзы,
  • От родного дома вдалеке,
  • Мы, смахнув непрошеные слёзы,
  • Говорим на русском языке.
  • Паренёк с фамилией Гагарин
  • Взмыл впервые в космос налегке.
  • И с Землёю из далёкой дали
  • Говорил на русском языке.
  • В Риме, в Вашингтоне и в Софии,
  • И в английском тихом городке,
  • Далеко и близко от России
  • Говорят на русском языке.
  • Греет нас особенное слово,
  • Это слово вечное — Москва!
  • Словно мать, беречь она готова
  • Все на свете русские слова.
  • У костра звучит родное слово,
  • И заветный томик в рюкзаке…
  • Мы и завтра будем с вами снова
  • Говорить на русском языке.
  • Здравствуйте! Здравствуйте! ЗДРАВСТВУЙТЕ!
  • Здравствуйте, ребята!
  • Здравствуйте, уважаемые учителя!
  • Здравствуйте все-все, кто собрался в этом зале!

Наш дружный коллектив школы № 3 рад приветствовать вас на лингвистической игре-конкурсе по русскому языку «Путешествие в страну Филологию».

  • Много языков на свете разных-
  • Выучить их все не смог бы я,
  • Все они по-своему прекрасны,
  • В каждом есть изюминка своя.
  • Говорят в Париже по-французски,
  • По-немецки говорит Берлин;
  • Мне же дорог мой, привычный, русский,
  • Для меня родной лишь он один.
  • Мелодичный, гибкий и певучий,
  • С детства он меня очаровал,
  • И не зря великим и могучим
  • Наш язык Тургенев называл.
  • Развиваясь быстро, динамично,
  • Впитывая разные слова.
  • Новое воспринимал отлично,
  • Но и мудрость предков в нём жива.
  • Да и только нашей, русской речью
  • Можно Русь привольную воспеть!
  • Будет жить язык наш русский вечно
  • И не сможет, верю, умереть!

А как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Что мы с ним знакомы, я согласна. Ведь это наш родной язык – мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров. Но хорошо ли мы его знаем? Много ли грамматических ошибок встречается в ваших тетрадях?

Вы скажете, что писать совершенно без ошибок мало кто умеет. Но не надо огорчаться. Помните, еще великий поэт А.С.Пушкин считал, что ошибка – обычное дело в русской речи. Он даже подтвердил это в своих стихах, сказав:

  • Как уст румяных без улыбки,
  • Без грамматической ошибки
  • Я русской речи не люблю.

Великий поэт всегда ценил хорошую шутку. И в данном случае он, несомненно, шутил. Ведь, изучая его рукописи, ученые смогли найти совершенно ничтожное количество ошибок. О, Пушкин был великий знаток русского языка. И мы тоже должны стремиться делать как можно меньше ошибок.

А еще мы должны относиться к родному языку бережно, любовно, думать о нём, изучать его, страстно любить, и тогда нам откроется мир безграничных радостей, так как безграничны сокровища русского языка.

Ведь русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.

Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.

Язык национальной гордости и достоинства

А теперь, друзья, давайте проверим, хорошо ли вы владеете русским языком. Сегодня в нашей игре встречаются сильнейшие игроки 5-х. Пусть в соревнование вступят команды, и мы посмотрим, какая из них быстро и правильно выполнит задания, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка.

Сегодня участникам встречи предстоит пройти через увлекательные задания. Итак, 1 этап. Конкурс «Угадай слово». Я буду читать вам толкование слова, а вы постараетесь угадать, о каком слове идет речь. Например: «устное народное творчество народа» – это фольклор.

№ п/п Лексическое значение Слово
1 Часть города, ограничивающаяся улицами. Четвертая часть года – 3 месяца Квартал
2 Собрание засушенных растений Гербарий
3 Устройство с раскрывающимся куполом для прыжка с самолета Парашют
4 Книга, в которой перечислены в последовательности все дни года Календарь
5 Крупный кустарник с большими гроздьями очень душистых цветов Сирень
6 Старый воин или человек, который где-либо долго работал Ветеран
7 Сосуд, особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания Термос
8 Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой Акваланг
9 Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству Патриот
10 Круглая площадка в цирке, на которой дается представление Арена
11 Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях Жюри
12 Разговор двух лиц Диалог

2 этап. Конкурс «Метаграмма».
У вас у всех есть тексты, в которых задаются вопросы. Нужно ответить на них, внимательно прочитав текст.

  1. Как можно превратить мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число? (Сделать конечный согласный мягким: мель, уголь, шесть).
  2. Я с Л смягченным – под землёй бываю каменный и бурый, а с твёрдым – в комнате любой, в геометрической фигуре. (Угол-уголь).
    • С К я в школе на стене: горы, реки есть на мне.
    • С П – от вас не утаю – тоже в школе я стою. (Карта-парта).
    • Мой первый слог – число с нулями,
    • У всех людей – последних два,
    • А вместе – догадайтесь сами:
    • Всем городам она глава. (Столица).
  3. Я – синоним осьминога, а без С в метле нас много. (Спрут-прут).
    • Первое – нота, второе – то же,
    • А целое – на горох похоже. (Фасоль).
    • Первый слог – китайский напиток
    • Второй – названье буквы,
    • А целое – птица. (Чайка).
    • Меня вы в сказках отыщите,
    • Я в сказке Пушкина герой.
    • Но Л на Н лишь замените, —
    • Сибирской стану я рекой. (Елисей-Енисей).
    • Я пышно на клумбе красуюсь в саду,
    • Захочешь – поставь меня в вазу…
    • Но с буквою К в огород я пойду,
    • И, если капусту на грядке найду, —
    • Капусте достанется сразу. (Роза-коза).
    • С Е я – жаркая пора,
    • С О – настольная игра. (Лето-лото).
    • Летом я всюду летаю,
    • И жужжу, и всех кусаю.
    • Превратите-ка меня,
    • Сделав частью корабля. (Комар-корма).

3 этап. Домашнее задание «Песенка о знаках препинания».
О важности знаков препинания знает любой школьник. Каждая команда хочет спеть о том, как они необходимы. На сцену приглашается команда школы №…

4 этап. Тест «Интересные вопросы». Тестовые задания для школы №_________

Задание 1.

Табу – это

  • А) сокращенно табуретка
  • Б) порода медведей
  • В) запрет

Лорнет – это

  • А) очки
  • Б) кабинет
  • В) предмет врача-окулиста

Ассорти – это

  • А) вид цветов
  • Б) смесь
  • В) шорты

Задание 2. Подберите к данным словам близкие по значению слова другого грамматического рода:

  • Удача – заменить словом мужского рода
  • Прищепка – заменить словом мужского рода
  • Веник – заменить словом женского рода
  • Мороз – заменить словом женского рода
  • Век – заменить словом среднего рода
  • Огонь – заменить словом среднего рода.

Задание 3.Подчеркните «третье лишнее»

  1. Подлежащее, дополнение, определение.
  2. Существительное, наречие, предлог.
  3. Прилагательное, местоимение, союз.

Задание 4.

  • А) Измените одну букву в слове «пенал» так, чтобы это существительное превратилось в глагол.
  • Б) Ничего не меняя в буквах, превратите эти два существительных в глаголы: Запах, пекло?

Задание 5. Каких зверей называют этими именами?

  • косой –
  • косолапый –
  • серый –
  • сохатый –

Задание 6. Расшифруйте языковые термины.

  • таксинсис —
  • инеедура –

Задание 7. Назовите детёнышей животных и птицы.

  • кошка –
  • курица –
  • лошадь –
  • овца –

Задание 8. Назови слово.

  • ОХРА + ПОД = водный транспорт
  • ЛИК + ПЕНА = птица с большим зобом
  • ВОДА + РИНГ = гроздь сладких ягод

Пауза № 1. Чтение стихотворения о русском языке.

5 этап. Конкурс капитанов «Разгадай ребус».

Ребус – это загадка, головоломка, состоящая из сочетания букв, слов, цифр, картинок и знаков препинания. Если вы никогда не отгадывали ребусы, давайте попробуем сделать это сейчас. Перед вами ребус. Подумайте, какое слово может быть здесь зашифровано?

  • КА
  • ВА

6 этап. Конкурс «Поставь ударение во фразе».

Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение.

  • Ударный слог, ударный слог –
  • Он назван так недаром!
  • Эй, невидимка – молоток,
  • Отметь его ударом!
  • И молоток стучит, стучит,
  • И четко речь моя звучит
  • Следи за поведеньем молотка
  • Держи его в руках озорника.

Командам предлагается задание: правильно расставьте ударение в предложениях.

  • Семена гвоздики похожи на гвоздики.
  • На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.
  • Сорваться в пропасть – значит пропасть.

7 этап. «Угадай фразеологизм по картинке».

  • Бывает частенько, что слово одно,
  • Но очень по – разному служит оно.
  • Примеры тут можно найти без труда,
  • Возьмем хоть короткое слово “вода”.
  • Была я девчонкой, да детство прошло,
  • С тех пор уж “немало воды утекло”.
  • О смелом мы вправе сказать наперед:
  • Такой “сквозь огонь и сквозь воду пройдет”.
  • А гуси и утки сухие всегда
  • Заметили люди: “Как с гуся вода”.
  • Стихи я пишу, не жалея труда,
  • Чтоб вы не сказали: “В стихах-то вода”.

Ребята, посмотрите на слайды и подумайте, о каком фразеологизме идет речь?
А судить, кто с заданием справиться быстрее и правильно, будет наше уважаемое жюри. Итак, слово предоставляется командам. Желаем вам удачи и везения!

  1. Бежать сломя голову.
  2. Водить за нос.
  3. Зарубить на носу.
  4. Как кошка с собакой.
  5. Сесть в калошу.
  6. Писать как курица лапой.
  7. Кот наплакал.
  8. Как баран на новые ворота.
  9. Крокодиловы слёзы.
  10. Тянуть кота за хвост.
  11. Погнаться за двумя зайцами.

Пауза 2. Показ рекламных роликов о русском языке «Речевой этикет». Песня о русском языке.

8 этап (дополнительный). «Напиши пословицу».
Ребята, напишите на листочках как можно больше пословиц о русском языке. Время работы – 3 минуты.Начали!

Подведение итогов. Награждение.
Вот и пролетело незаметно время. Все вы старались показать свои знания, свою находчивость и оригинальность мышления. Время сказать о результатах, подвести итоги и назвать тех, кто сегодня набрал больше баллов и оказался впереди. Слово предоставляется председателю жюри нашего конкурса…
Поздравляем победителей и ждем в гости!

  • ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,
  • НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!
  • ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,
  • НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!

  • Обновлено: 19 августа, 2019
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

2 Комментарии к статье “Сценарий игры-конкурса по русскому языку «Путешествие в страну Филологию»

  1. елена:

    очень полезная работа

    1. Avatar photo Марина Викторовна:

      Большое спасибо!

Добавить комментарий для Марина Викторовна Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.