Конспект урока в 9 классе по теме «Фонетика. Графика. Орфография»

Цели урока:

Закрепление знаний по фонетике, графике, орфографии, орфоэпии. Знакомство с учебником.

Задачи:

  1. Создание условий для проявления интереса к теме урока.
  2. Обеспечение исследовательского характера учебной деятельности: наблюдение, сравнение, обобщение.
  3. Обогащение словарного запаса учеников, отработка правописания.

Оборудование:

учебник «Русский язык. 9 класс»/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е, карточки, рабочие тетради учеников, таблица звуков и букв русского языка, мел, доска.

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Рада всех видеть на занятии. Повторим материал, пройденный ранее, и узнаем кое-что новое.

Заниматься мы будем по учебнику Бархударова Степана Григорьевича. Давайте рассмотрим его. На титульном листе указано название учебника, его назначение, издательство, год издания. На стр. 3 вы видите условные обозначения, которые помогут получить дополнительную информацию. Обратите внимание на второе обозначение. Материал, выделенный в тексте параграфа таким образом, нужно заучивать наизусть. Вспомним цифры, соответствующие различным видам разбора. Планы разборов вы найдете в приложении на стр. 238-245. На стр. 246 и 249 вы увидите перечень пунктуационных и орфографических правил, которые вы изучали ранее и изучите в 9 классе и которые необходимы для выполнения тестирования в формате ОГЭ. На стр. 250-251 – орфографический словарь, следом орфоэпический словарь, на стр. 254 – содержание курса русского языка в 9 классе.

1. Формулирование темы урока. (Самоопределение к деятельности)

Прочитаем стихотворение (написано на доске)
Любовь

  • Вот уж был день! Пришло
  • к нам сразу столько людей.
  • Они привели с собой каких-то
  • совсем незнакомых. Ранее я
  • не мог ничего о них расспросить.
  • Хуже всего, что они говорили
  • на языках совсем непонятных.
  • И я улыбался, слушая их
  • странные речи. Говор одних
  • походил на клекот горных
  • орлов. Другие шипели, как змеи.
  • Волчий лай иногда узнавал я.
  • Речи сверкали металлом. Слова
  • становилися грозны. В них
  • грохотали горные камни.
  • В них град проливался.
  • В них шумел водопад.
  • А я улыбался. Как мог я
  • знать смысл их речи? Они,
  • может быть, на своем языке
  • повторяли милое нам слово
  • «любовь»?
Н.Рерих, 1920
Ответим на вопросы:
  • 1. Что воспринимал лирический герой, а что было неподвластно его пониманию? (герой воспринимал звуки, но не понимал смысла того, о чем говорилось)
  • 2. Какие ассоциации звучащей речи возникли у лирического героя? («говор одних» напоминал клекот орла, у других ему слышалось змеиное шипение, иногда слышался лай, речи «сверкали металлом», в них «грохотали камни», «шумел водопад», «град проливался»)
  • 3. Почему лирический герой предположил, что пришедшие к нему люди произносили слово «любовь»?
  • 4. В стихотворении встречаются слова «звук», «говор», «язык», «речь». Назовите раздел науки о языке, в определении которого есть или подразумеваются указанные слова. Фонетика – это раздел науки о языке, изучающий звуки речи, их образование и свойства. Сегодня мы поговорим о фонетике, графике и орфографии. Запишем тему урока.

2. Актуализация знаний. Вспомним терминологию (работа в парах):

  • 1. Назовите самую малую единицу языка?
  • 2. На какие группы делятся звуки речи?
  • 3. В чем различие между буквой и звуком?
  • 4. Сколько букв в русском алфавите?
  • 5. Когда гласные Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?
  • 6. Приведите примеры на обозначение 2-х звуков буквами Е, Ё, Ю, Я. (слова написаны на доске)
  • 7. Каковы функции Ъ и Ь?
  • 8. Приведите примеры роли Ь и Ъ в языке. (слова написаны на доске)
  • 9. Сколько звуков [т] и [д] в выделенных предложениях? (слова написаны на доске)

Обратите внимание на примеры и на ответ в последнем задании. Какой вывод можно сделать, глядя на них? (Звуки речи не всегда записываются так, как произносятся)

3. Локализация затруднений.

В качестве доказательства рассмотрим следующие задания и выполним их. (Работа в группах по рядам)

Упр. 1 (1 ряд)

Дана транскрипция слов, которые имеют двоякое написание. Запишите эти слова буквами. Как называются такие слова в лексикологии? (омонимы)

  • [грус’т’]
  • [сй’эст]
  • [пр’идал]
  • [абв’ивал]
  • [валы]
  • [разв’иваца]
Упр. 2 (2 ряд)

Напишите транскрипцию слов «счастье», «чувство», «сберечь», «дождь». Сделайте фонетический разбор слова «сберечь».

Упр. 3 (3 ряд)

Образуйте новые слова, прочитав в обратном порядке звуки данных слов:

лён, лещ, тушь, рай, тля, ель, торг, люк.

Решив предложенные фонетические задачи, мы обратили внимание на то, что слова иногда пишутся так, как слышатся, например, «рай», «дом», «кол» и т.п. А в большинстве случаев общие для однокоренных слов морфемы сохраняют на письме единое начертание, например, вода – воды. Это наблюдение подтверждает, что основной принцип русской орфографии – морфологический. Однако есть еще фонетический и исторический принципы. Рассмотрим примеры:

4. Выполнение задания, направленного на повторение пройденного материала с привлечением новой информации. Упр. 9 (стр.8) Замените словосочетания со связью управление синонимичными словосочетаниями со связью согласование. (вспомнить схемы СС)

  • Управление: гл./ сущ. + сущ./сущ. с предлогом, местоим.
  • Согласование: сущ./мест. + прилаг., местоим., причастие, порядк. числит.
  • Шутка без злобы – беззлобная шутка
  • ночь без сна – бессонная ночь
  • поступок без чести – бесчестный поступок
  • семья без детей – бездетная семья
  • общество без классов – бесклассовое общество
  • фильм без сюжета – бессюжетный фильм
  • работа без перебоев – бесперебойная работа
  • фигура без формы – бесформенная фигура
  • поступок без корысти – бескорыстный поступок.

Подчеркните предлоги, выделите приставки (во втором словосочетании). Какие принципы русской орфографии мы использовали при выполнении этого задания? От чего зависит правописание предлога и приставок на З/С?

В русском языке есть ещё одно правило, когда мы используем фонетический принцип при записи слова. Это написание гласных Ы и И после приставок.

  • подытожить
  • предыюльский
  • взыскать
  • межинститутский
  • контригра, субинспектор, трансиорданский, постиндустриальный
  • пединститут, спортинвентарь
Давайте попробуем отметить закономерности в примерах.
1. Когда я пишу после приставки гласный И, а когда Ы?

Прочитаем теоретический материал на стр. 9

Выполним упражнение 4:

Вставьте пропущенные буквы:Под…тожить, мед…нститут, пред…дущий, без…дейный, дез…нфекция, сверх…нтересный, без…нвентарный, супер…гра, меж…здательский, пред…нфарктное, от…скать.
Выделите приставки, подчеркните Ы или И.

Рефлексия. Сегодня мы повторили некоторые термины, правила, принципы. Давайте вспомним, какие принципы лежат в основе русской орфографии?

Когда мы пишем И, а когда – Ы после приставок?

Домашнее задание. Повторить, что такое орфоэпия. Выполнить упр 12+ слова из рамок (стр.8,9). Выучить ударение в словах. Подготовиться к самостоятельной работе.

Использованная литература:

  • 1.Учебник. Русский язык 9 класс. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Москва, «Просвещение, 2019
  • 2. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. Методика подготовки к письменному экзамену по русскому языку за курс основной школы. Н.В.Егорова
  • 3. Русский язык: сборник правил и упражнений /Д.Э.Розенталь. – Москва: Эксмо, 2016.
  • 4. Презентация «Фонетика» Печказовой С.П., учителя русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия.

  • Обновлено: 2 августа, 2020
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.