«Пейзаж в творчестве В.С. Токаревой на примере сборника «Казино»»

landscape

Формы присутствия природы в литературе разнообразны. Пейзаж в литературном произведении выполняет ряд функций: субъективную в (романтизме), описательную, символическую. В.Е. Хализев писал, что в постмодернистской литературе «отчуждение от природы приняло ещё более радикальный характер: «природа уже не природа, а «язык», система моделирующих явлений». Он объясняет это изолированностью литературного сознания от большого человеческого мира, его замкнутостью «в узком круге профессиональном, корпоративно-кружковом, су гусю городском».

Для пейзажа В. Токаревой характерны особенности тенденции, родившейся в 60-80 годы в поэзии: природа — высшая мера вещей, которой человек должен мерить и самого себя. Во многих рассказах сборника «Казино», написанных в этот период, мы видим подтверждение наших слов.

В прозе писателя пейзаж занимает достаточно скромное место, но, несмотря на это, он не только органично включается в мир его произведений, но и своеобразно отражает особенности художественного творчества. Функции присутствия природы у Токаревой таковы: во-первых, пейзаж выполняет функцию психологического параллелизма. Так, в рассказе «Паша и Павлуша» упоённый любовью к женщине, главный герой не замечает вокруг ничего, кроме «синего моря, синего неба» и «всепроникающего, как его чувство, солнца». В минуту отчаяния, когда он же переживает личную драму, море кажется ему беспредельным (как его собственное горе), и в его сознании рождается образ одеяла, которое может укрыть всех и всё.

Во-вторых, можно выделить функцию конфликтности, когда человек резко противопоставляется природе, когда он резко обособляется. В рассказе «Система собак» актриса, исполняющая главную роль в фильме, ощущает себя изгоем в атмосфере всепоглощающего страстного чувства, царящего на кубинском берегу, где проходят съёмки: «Когда вечером гуляли вдоль берега, приходилось переступать через влюблённых. Наиболее застенчивые уходили в океан, на поверхности, как тыквы, качались головы, и земля двигалась вокруг своей оси не равномерно, а толчками, в такт любви.

Я. как человек с хроническим насморком, попавший в благоуханный сад. Всё вижу, но ничего не чувствую».

В-третьих, пейзаж В. Токаревой в ряде случаев можно назвать описательным. Следует отметить, что картины, созданные ею, необычайно образны и красочны: «Южный базар — это красное и зелёное. Красное — помидоры, редиска, клубника, перец. Всё остальное — зелёное с разными оттенками зелени от ярко-изумрудного до тёмно-малахитового». «Снег ещё белый, но уже не такой блестящий и сухой, как в феврале. Через замёрзший пруд по диагонали движутся люди, и их фигурки, чёрные на белом, кажутся какими-то заблудшими».

В текстах рассказов можно найти и пейзаж, выполняющий роль символа. В рассказе «Инфузория-туфелька» одной из главных является тема времени. Жизнь стремительно летит вперёд и меняет людей. Старость — это то, что путает главную героиню, и не случайно уже в первых строках мы встречаем это слово в описании осеннего дня, который, на наш взгляд, символизирует человеческую жизнь: «Ноябрь. День короткий. И только утро бывает радостным. А к середине дня сумрак ложится на землю, как ранняя старость».

Виктория Токарева использует несколько эстетических разновидностей пейзажа: «тихий» («…Смотреть на снег, чёрные на белом фигурки людей, ощущать бесконечность. Далеко-далеко висит звезда, а под ней Земля, а на Земле бывший особняк обедневшего дворянина»); «национальный» («Первую половину снимали в Подмосковье, в селе Хмелёвка. Церковь восемнадцатого века. Озеро. Красота средней полосы»); «экзотический» («Солнце садилось за океан. В небе горел розовый веер. Какой-то невиданный размах красок. Природа в этом месте земного шара совсем сошла с ума»); «фантастический» («Лета, — в ней вода тёплая, как на Кубе… И песок белый, как мука»).

Компоненты пейзажа позволяют отметить особенности стиля автора. Мотив мы будем определять как компонент, который в той или иной мере включается в структуру пейзажа, в систему изобразительных и выразительных средств. Перечислим встреченные в текстах рассказов из сборника «Казино» мотивы: мир животных, солнце, снег, небо, простор, город, дом и так далее. Следует обратить внимание на то, что в каждом произведении есть какой-то пейзажный лейтмотив. Так, в рассказе «Система собак» лейтмотивом является небо.

Пейзажные мотивы могут взаимозаменять друг друга, переплетаться. Такое взаимодействие мотивов создаёт неповторимый пейзаж В. Токаревой. Для него характерно включать в себя описание того или иного запаха (то же отмечается в портрете): «Через месяц Елена собирала клубнику «виктория» в плетёный туесок. Ягоды — одна к одной. Запах — несравненный. Ничто в природе не пахнет так, как земляника и клубника. В этом запахе — и горечь, и солнечный жар, и аромат земли. Описать невозможно, нечего и стараться»; многообразие звуков: чайки «кричат, как коты», вертолёт «ревёт», дятел «стучит».

Для изображения природы В. Токарева, как правило, использует сравнения: «снег поблёскивал, как нафталин», «вода казалась бирюзовой, как изумруд», «Эйфелева башня — лёгкая и прозрачная, как мираж», «орёл походил на статуэтку, которые продаются в посудо-хозяйственных магазинах», песок на берегу Леты белый, «как мука».

Эти средства выразительности как нельзя более точно передают особенности художественного образа. В одном из интервью она сказала, что подробность является одной из характерных черт её прозы.

Пейзажные мотивы взаимодействуют там же самым тесным образом и представляют собой целостный пейзаж В. Токаревой. В зависимости от того, какое настроение нужно передать, тот или иной мотив выносится на первое место, обращая на себя пристальное внимание.

Отметим «пророческую» роль пейзажа. Он вплетается в текст произведения с целью отражения духовного у людей, а потом мы наблюдаем это же явление во внутреннем мире героя. Пейзаж Токаревой имеет свой стиль, и это обнаруживается при сопоставлении с другими авторами. Тема природы у писателя имеет философскую направленность: личность осмысливает себя в общении с природой, изучает природу в самой себе.

Санкт-Петербург 2004

  • Обновлено: 17 января, 2016
  • Автором: Миронова Марина Викторовна