Обучение написанию сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) в формате ОГЭ (вар. 23, сб-к И.П.Цыбулько 2017)

Цели урока: научить писать сочинения данной структуры согласно требованиям, отработать алгоритм создания текста сочинения-рассуждения на заданную тему.

Задачи урока: образовательная – выработка умений при создании текста сочинения-рассуждения; развивающая – выработка навыка ассоциативного мышления, нахождение общих закономерностей при объяснении конкретных понятий на материале заданного текста и опыте литературного чтения или изучения других источников информации (музыка, живопись, наука, спорт и т.д.); воспитательная – научение самостоятельности мышления, обозначение нравственных ориентиров, выработка привычки достижения определенного результата максимально эффективным способом

Ход урока:

  1. Приветствие. Ознакомление с темой урока, постановка учебной задачи.
  2. Повторение материала, связанного с темой: структура сочинения (I.Вступление – определение слова. II.Комментарий определения.III.1 пример-аргумент из текста.IV. 2 пример-аргумент из жизненного опыта(текста). V.Вывод.), критерии оценивания сочинения, повторение формулировки задания.
  3. Знакомство с алгоритмом работы над сочинением:

    • — Дать толкование слова и прокомментировать свое определение.
    • — Подтвердить свое определение двумя аргументами: один аргумент из текста, другой – из жизненного опыта (можно взять 2 аргумента из текста)
    • — Логично выстроить работу и грамотно ее написать.
    • — Проверить сочинение на наличие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок.
  4. Соотнести слово и тему сочинения. Сильный человек/ «Что такое сильный человек?»

    15.3 Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ (человек)? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сильный человек?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

    СИЛЬНЫЙ —

    1. Обладающий большой физической силой, мощный. С. человек. С. удар. Сильная машина. Сильная армия.
    2. Очень основательный, убедительный. Сильные доводы. Сильная речь.
    3. Обладающий твёрдой волей, стойкий. С. характер. Сильная натура.
    4. Значительный (по величине, степени). С. ветер. Сильная боль. Сильное впечатление. Сильное горе.
    5. Сведущий, талантливый. С. специалист. С. ученик. Силён в математике кто-н.
    6. силён на что и с неопр. Горазд на что-н., ловок в чём-н. (прост.). Силён врать.
    7. полн. ф. О сорте пшеницы: с высоким содержанием клейковины. Сильные сорта. Сильные пшеницы.

    Сильный человек – это тот, кто обладает твердой волей, кто способен смотреть в лицо опасности, кто обладает благородством, великодушием.

    «Слабые люди выжидают благоприятных случаев — сильные их создают». Максим Горький

    «Люди с сильным и великодушным характером не меняют своего настроения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий…» Рене Декарт

    «Силён тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается». Русская пословица

    «Сила — это способность преодолевать большие препятствия». Кант

    «Сильные – всегда добрые». М.Горький

    «Сильнее тот, кто первый». Гораций

    «Сильнее всех бывают те, кто направляет силы на добрые дела». М.Наваррская

  5. Чтение исходного текста (вар. 23, сборник И.П.Цыбулько 2017)

    — Внимательно прочитать текст и найти в нем комментарий определения (Как Вы поняли, что перед Вами сильный человек? Какие качества героя подтверждают, что он – сильный человек?..)

    В предложении 15 текста сказано о том, что девочка Леля внутренне боялась собаки, которая уже проявляла агрессию по отношению к ее близким («вдруг укусит»), но в то же время не только приблизилась к Кусаке, но и приласкала ее: «теплая рука …свободно и смело забегала по шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча». То, что Леля не только преодолела свой страх, но и первая сделала шаг навстречу обиженному и обманутому животному, характеризует ее как сильного человека.

    — Найти в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие данное определение (это м.б. образы героев, их поступки, мнение автора о них).

    Леля обращается к еще не доверяющей дачникам Кусаке с такими словами: «Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю». Сказать это тому, кто не проявляет сколько-нибудь добрых чувств – смелый и благородный поступок.

    Девочка не оставляла попыток расположить к себе собаку, поэтому она была первой, кто ввел ее «в счастливый круг отдыхающих». Достижение благой цели путем повторения попыток тоже подтверждает, что Леля — добрый и настойчивый человек.

  6. Сформулировать определение «сильный человек» (исходя из собственного представления; из содержания исходного текста; из определений, рассмотренных ранее в дополнительной литературе).

  7. Привести примеры из текста.
  8. Привести примеры из жизненного опыта (читательский опыт, исторические факты, высказывания известных ученых, писателей, философов и т.п., общественно значимые вопросы, обсуждаемые в СМИ, высказывания специалистов какой-либо области, результаты личных наблюдений).
  9. Ознакомиться с готовыми аргументами (чтобы понять структуру аргумента), презентацией и новой информацией.

    Aргументы:

    1. Василий Блаженный – самый известный из русских юродивых. Живший в 15 веке, он встал на путь подвижничества, будучи совсем юным. Он выбрал самый тяжелый путь служения Богу — подвиг юродства. Придя в Москву без всякого имущества и запасов, он на долгие годы обрел пристанище на городских улицах и площадях. Василий Блаженный с кротостью выносил голод, стужу и нищету. Жители Москвы поражались тому, что в самый лютый мороз юродивый находился на улице в лохмотьях и без обуви, а когда ему подавали на пропитание, он ограничивался самым малым, отдавая остальное другим нуждающимся. Он молился за тех, кто насмехался над ним, обижал его, обличал обманщиков и возгордившихся, помогал отчаявшимся. Вся жизнь Василия Блаженного – свидетельство силы его веры и духа.
    2. Главная героиня повести Ч.Айтматова «Материнское поле» Толгонай в годы Великой Отечественной войны стала бригадиром в колхозе, потому что все мужчины ушли на фронт. Ей приходилось стойко переносить тяготы жизни и удары судьбы. Так, она была вынуждена брать у своих соседей-односельчан зерно для посева, которое они «с кровью отрывали от сердца». Только мысль о хорошем урожае утешала ее и заставляла быть непреклонной. Видя страдания людей в тяжелые голодные военные годы, она своим личным примером поддерживала всех и вселяла уверенность в завтрашнем дне. Получив известия о гибели мужа и трех сыновей, Толгонай не позволила себе поддаться отчаянью и скорби, она понимала, что отвечает за жизни тех, кем руководила: «Я горжусь, что именно в те дни была бригадиром, хлебала свое и чужое горе, делила с народом все невзгоды, голод и холод. Потому и выстояла я…, а иначе упала бы я и война растоптала бы меня в пыль». Сила женщины-матери, женщины-труженицы заключалась в любви к родной земле и ее народу, в любви к мужу и детям, в вере в доброту и мудрость человека.
    3. Н.С.Лесков в повести «Очарованный странник» рассказал об удивительном человеке – Иване Северьяныче Флягине. Узнав о перипетиях его жизненного пути, нельзя не поразиться силе его воли и запасу душевных сил. Долго живя в Рынь-песках, у чуждых его вере и культуре татар, он тем не менее не переставал надеяться на то, что вернется на родину и сможет вести образ жизни, характерный для православного человека. Иван Флягин не озлобился на тех, среди кого жил, хотя они силой удерживали его в неволе; он прощал их, лечил, помогал в хозяйстве. Даже после неудачной попытки бежать на родину, он не отчаялся, не упал духом. Ему помогли в этом вера в Бога, память о родных местах и смирение. Сила его характера проявилась в том, что он осуществил свою мечту по истечении 10 лет и вместе с тем не причинил никому зла.
    4. Основоположник современного космического естествознания Александр Леонидович Чижевский – это пример по-настоящему сильного и убежденного человека. Будучи прекрасно образованным, он предлагал к рассмотрению невероятные для того времени научные идеи и отстаивал свою точку зрения вопреки, зачастую, общепринятому мнению. Открытие Чижевским биологического действия униполярных аэроионов – фундаментальное завоевание человеческого гения. Ученый предложил технический способ оживления воздуха закрытых помещений, где люди проводят большую часть своей жизни. В 1942 году А.Л.Чижевский был арестован по доносу и 10 лет провел в местах заключения. Но и там он продолжил научную работу, а по возвращении в Москву в 1958 организовал работу аэроионификации в составе треста «Союзсантехника» при Госплане СССР. Всей своей жизнью, борьбой за новое слово в науке Чижевский подтвердил собственное высказывание: «Истинное величие человека – это, прежде всего, величие его духа».
    5. Презентация о жизни и творчестве П.З.Захарова-Чеченца.
  10. Прочитать образцы формулировки вывода. Обратить внимание на то, что эта часть должна быть логически связана со всеми частями сочинения, не являться прямым повторением определения, быть соразмерной с определением и комментарием. Вывод должен быть исчерпывающим и логически завершенным. Следует избегать конструкций неконкретных, «обтекаемых» форм, т.к. это не позволяет до конца понять рассуждения пишущего.
  11. Дать нескольким ученикам в классе образцы оформления вывода и написать его, согласно логике своего рассуждения. Зачитать в классе. Проанализировать.
  12. Написать дома сочинение на заданную тему в формате 15.3.

  • Обновлено: 9 июня, 2018
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.