Цели урока: научить писать сочинения данной структуры согласно требованиям, отработать алгоритм создания текста сочинения-рассуждения на заданную тему.
Задачи урока: образовательная – выработка умений при создании текста сочинения-рассуждения; развивающая – выработка навыка ассоциативного мышления, нахождение общих закономерностей при объяснении конкретных понятий на материале заданного текста и опыте литературного чтения или изучения других источников информации (музыка, живопись, наука, спорт и т.д.); воспитательная – научение самостоятельности мышления, обозначение нравственных ориентиров, выработка привычки достижения определенного результата максимально эффективным способом
Ход урока:
- Приветствие. Ознакомление с темой урока, постановка учебной задачи.
- Повторение материала, связанного с темой: структура сочинения (I.Вступление – определение слова. II.Комментарий определения.III.1 пример-аргумент из текста.IV. 2 пример-аргумент из жизненного опыта(текста). V.Вывод.), критерии оценивания сочинения, повторение формулировки задания.
-
Знакомство с алгоритмом работы над сочинением:
- — Дать толкование слова и прокомментировать свое определение.
- — Подтвердить свое определение двумя аргументами: один аргумент из текста, другой – из жизненного опыта (можно взять 2 аргумента из текста)
- — Логично выстроить работу и грамотно ее написать.
- — Проверить сочинение на наличие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок.
-
Соотнести слово и тему сочинения. Сильный человек/ «Что такое сильный человек?»
15.3 Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ (человек)? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сильный человек?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
СИЛЬНЫЙ —
- Обладающий большой физической силой, мощный. С. человек. С. удар. Сильная машина. Сильная армия.
- Очень основательный, убедительный. Сильные доводы. Сильная речь.
- Обладающий твёрдой волей, стойкий. С. характер. Сильная натура.
- Значительный (по величине, степени). С. ветер. Сильная боль. Сильное впечатление. Сильное горе.
- Сведущий, талантливый. С. специалист. С. ученик. Силён в математике кто-н.
- силён на что и с неопр. Горазд на что-н., ловок в чём-н. (прост.). Силён врать.
- полн. ф. О сорте пшеницы: с высоким содержанием клейковины. Сильные сорта. Сильные пшеницы.
Сильный человек – это тот, кто обладает твердой волей, кто способен смотреть в лицо опасности, кто обладает благородством, великодушием.
«Слабые люди выжидают благоприятных случаев — сильные их создают». Максим Горький
«Люди с сильным и великодушным характером не меняют своего настроения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий…» Рене Декарт
«Силён тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается». Русская пословица
«Сила — это способность преодолевать большие препятствия». Кант
«Сильные – всегда добрые». М.Горький
«Сильнее тот, кто первый». Гораций
«Сильнее всех бывают те, кто направляет силы на добрые дела». М.Наваррская
-
Чтение исходного текста (вар. 23, сборник И.П.Цыбулько 2017)
— Внимательно прочитать текст и найти в нем комментарий определения (Как Вы поняли, что перед Вами сильный человек? Какие качества героя подтверждают, что он – сильный человек?..)
В предложении 15 текста сказано о том, что девочка Леля внутренне боялась собаки, которая уже проявляла агрессию по отношению к ее близким («вдруг укусит»), но в то же время не только приблизилась к Кусаке, но и приласкала ее: «теплая рука …свободно и смело забегала по шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча». То, что Леля не только преодолела свой страх, но и первая сделала шаг навстречу обиженному и обманутому животному, характеризует ее как сильного человека.
— Найти в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие данное определение (это м.б. образы героев, их поступки, мнение автора о них).
Леля обращается к еще не доверяющей дачникам Кусаке с такими словами: «Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю». Сказать это тому, кто не проявляет сколько-нибудь добрых чувств – смелый и благородный поступок.
Девочка не оставляла попыток расположить к себе собаку, поэтому она была первой, кто ввел ее «в счастливый круг отдыхающих». Достижение благой цели путем повторения попыток тоже подтверждает, что Леля — добрый и настойчивый человек.
-
Сформулировать определение «сильный человек» (исходя из собственного представления; из содержания исходного текста; из определений, рассмотренных ранее в дополнительной литературе).
- Привести примеры из текста.
- Привести примеры из жизненного опыта (читательский опыт, исторические факты, высказывания известных ученых, писателей, философов и т.п., общественно значимые вопросы, обсуждаемые в СМИ, высказывания специалистов какой-либо области, результаты личных наблюдений).
-
Ознакомиться с готовыми аргументами (чтобы понять структуру аргумента), презентацией и новой информацией.
Aргументы:
- Василий Блаженный – самый известный из русских юродивых. Живший в 15 веке, он встал на путь подвижничества, будучи совсем юным. Он выбрал самый тяжелый путь служения Богу — подвиг юродства. Придя в Москву без всякого имущества и запасов, он на долгие годы обрел пристанище на городских улицах и площадях. Василий Блаженный с кротостью выносил голод, стужу и нищету. Жители Москвы поражались тому, что в самый лютый мороз юродивый находился на улице в лохмотьях и без обуви, а когда ему подавали на пропитание, он ограничивался самым малым, отдавая остальное другим нуждающимся. Он молился за тех, кто насмехался над ним, обижал его, обличал обманщиков и возгордившихся, помогал отчаявшимся. Вся жизнь Василия Блаженного – свидетельство силы его веры и духа.
- Главная героиня повести Ч.Айтматова «Материнское поле» Толгонай в годы Великой Отечественной войны стала бригадиром в колхозе, потому что все мужчины ушли на фронт. Ей приходилось стойко переносить тяготы жизни и удары судьбы. Так, она была вынуждена брать у своих соседей-односельчан зерно для посева, которое они «с кровью отрывали от сердца». Только мысль о хорошем урожае утешала ее и заставляла быть непреклонной. Видя страдания людей в тяжелые голодные военные годы, она своим личным примером поддерживала всех и вселяла уверенность в завтрашнем дне. Получив известия о гибели мужа и трех сыновей, Толгонай не позволила себе поддаться отчаянью и скорби, она понимала, что отвечает за жизни тех, кем руководила: «Я горжусь, что именно в те дни была бригадиром, хлебала свое и чужое горе, делила с народом все невзгоды, голод и холод. Потому и выстояла я…, а иначе упала бы я и война растоптала бы меня в пыль». Сила женщины-матери, женщины-труженицы заключалась в любви к родной земле и ее народу, в любви к мужу и детям, в вере в доброту и мудрость человека.
- Н.С.Лесков в повести «Очарованный странник» рассказал об удивительном человеке – Иване Северьяныче Флягине. Узнав о перипетиях его жизненного пути, нельзя не поразиться силе его воли и запасу душевных сил. Долго живя в Рынь-песках, у чуждых его вере и культуре татар, он тем не менее не переставал надеяться на то, что вернется на родину и сможет вести образ жизни, характерный для православного человека. Иван Флягин не озлобился на тех, среди кого жил, хотя они силой удерживали его в неволе; он прощал их, лечил, помогал в хозяйстве. Даже после неудачной попытки бежать на родину, он не отчаялся, не упал духом. Ему помогли в этом вера в Бога, память о родных местах и смирение. Сила его характера проявилась в том, что он осуществил свою мечту по истечении 10 лет и вместе с тем не причинил никому зла.
- Основоположник современного космического естествознания Александр Леонидович Чижевский – это пример по-настоящему сильного и убежденного человека. Будучи прекрасно образованным, он предлагал к рассмотрению невероятные для того времени научные идеи и отстаивал свою точку зрения вопреки, зачастую, общепринятому мнению. Открытие Чижевским биологического действия униполярных аэроионов – фундаментальное завоевание человеческого гения. Ученый предложил технический способ оживления воздуха закрытых помещений, где люди проводят большую часть своей жизни. В 1942 году А.Л.Чижевский был арестован по доносу и 10 лет провел в местах заключения. Но и там он продолжил научную работу, а по возвращении в Москву в 1958 организовал работу аэроионификации в составе треста «Союзсантехника» при Госплане СССР. Всей своей жизнью, борьбой за новое слово в науке Чижевский подтвердил собственное высказывание: «Истинное величие человека – это, прежде всего, величие его духа».
- Презентация о жизни и творчестве П.З.Захарова-Чеченца.
- Прочитать образцы формулировки вывода. Обратить внимание на то, что эта часть должна быть логически связана со всеми частями сочинения, не являться прямым повторением определения, быть соразмерной с определением и комментарием. Вывод должен быть исчерпывающим и логически завершенным. Следует избегать конструкций неконкретных, «обтекаемых» форм, т.к. это не позволяет до конца понять рассуждения пишущего.
- Дать нескольким ученикам в классе образцы оформления вывода и написать его, согласно логике своего рассуждения. Зачитать в классе. Проанализировать.
- Написать дома сочинение на заданную тему в формате 15.3.
- Обновлено: 9 июня, 2018
- Автором: