Открытый урок на тему: «Проблематика рассказа В. Токаревой «Паспорт» и стихотворения «На потом…» И. Гуржибековой.»

Урок учителя русского языка и литературы MБОУ СОШ № 3

г. Моздока Мироновой Марины Викторовны

Проблематика рассказа В.Токаревой «Паспорт» и стихотворения «На потом…» И.Гуржибековой.

Урок соответствует требованиям ФГОС, так как учитель использует следующие образовательные технологии:

  • — информационные (формирование ЗУН);
  • — личностно-ориентированные (гуманно-личностные, технологии сотрудничества);
  • — творчества.

Цели и задачи урока.

  • 1. Предметные УУД.

    Совершенствование навыка анализа художественного произведения. ( Умение давать характеристику главному герою, анализировать сюжетную линию, понимать композицию художественного текста, выявлять авторскую позицию на всех уровнях анализа текста. Умение определять особенности поэтики автора, черты стиля. Работать над теоретической составляющей знаний по предмету (понятие способов выражения авторской позиции, определение женской прозы и ее особенностей).

    Совершенствование навыка сопоставительного анализа.

  • 2. Личностные УУД.

    Воспитание любви к художественной литературе, бережного отношения к слову.

    Воспитание способности сопереживать, сочувствовать героям художественных текстов.

    Развитие аналитического мышления, тренировка навыка обобщения.

  • 3. Коммуникативные УУД.

    Развитие речевой деятельности.

  • 4. Метапредметные УУД.

    Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему. Выявление связи между осетинской и русской литературой.

    Формирование умения определять стилистическую принадлежность текста, особенности использования художественных средств.

    Развитие стратегии смыслового чтения, обучение анализу, обобщению, выделению главной информации.

План урока:

  1. Введение. Знакомство с современной осетинской поэтессой Ириной Гуржибековой.
  2. Презентация. Творчество современной русской писательницы В.Токаревой и творчество современной осетинской поэтессы И.Гуржибековой.
  3. Анализ прозаического текста (рассказ «Паспорт») В.Токаревой и поэтического текста (стихотворение «На потом…») И.Гуржибековой.
  4. Сопоставление двух произведений на всех уровнях текста и формулирование вывода.
  5. Заключительное слово учителя с пожеланием дальнейшего ознакомления с творчеством обоих авторов.
  6. Рефлексия. Оценивание результатов работы на уроке. Домашнее задание.

Ход урока:

Вступительное слово учителя об изучаемых авторах.

  • 1. Звучит «Осетинский вальс». Муз. Г.Гуржибекова, слова И.Гуржибековой.
    Беседа:

    Как вы думаете, что это за музыка? Какие ассоциации у вас возникли при ее прослушивании?

    — Это очень известная песня 70-х годов «Осетинский вальс». Ее появление – сотворчество известного осетинского композитора Георгия Гуржибекова и его дочери – поэтессы Ирины Гуржибековой. В этой песне поется о любви и счастье, которое она приносит. Сегодня мы познакомимся с творчеством Ирины Георгиевны и на примере одного из ее стихотворений проследим, какие еще темы звучат в ее поэзии. Наша задача осложнится тем, что мы сопоставим исследуемое произведение с рассказом писательницей В.Токаревой

  • 2. Давайте познакомимся поближе с нашими современницами, живыми классиками осетинской и русской литературы, И.Гуржибековой и В.Токаревой.
    Презентация.
    Текст читает ученик 1.
    Биография В.Токаревой

    Виктория Токарева родилась в Ленинграде в 1937 году в семье инженера.

    Любовь к литературе проявилась в 13 лет, когда её мать читала ей рассказ Чехова «Скрипка Ротшильда». Тем не менее увлечение литературой не сразу перешло в желание стать писательницей. Девушка получила музыкальное образование, окончив Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова.

    После замужества Виктория Токарева переехала в Москву. Работала в детской музыкальной школе учительницей пения и тогда же начала писать прозу. Позже работала редактором на киностудии «Мосфильм».

    В 1962 году Токарева по протекции поэта Сергея Михалкова поступила во ВГИК на сценарный факультет. На второй год обучения в институте она опубликовала свой первый короткий рассказ «День без вранья» (издательство «Молодая гвардия»).

    В 1971 году вступила в Союз писателей СССР.

    Среди книг, написанных в последнее время, «Террор любовью» (2006), «Немножко иностранка» (2016), «Дома стоят дольше, чем люди» (2017). Герои Токаревой — обыкновенные люди с обыкновенными проблемами, хорошо знакомыми читателю. Большинство её героев — женщины.

    В 90-е годы писательница вошла в число 10 самых издаваемых в России авторов. С этого времени вышло более 10 ее сборников.

    Виктория Токарева также написала ряд сценариев, самые известные из которых, пожалуй, к фильмам «Мимино» и «Джентльмены удачи». Вообще же по ее сценариям снято более 20 кино- и телефильмов. В 2000 году на Каннском кинофестивале ей был вручен приз «За вклад в литературу и кино».

    Произведения писательницы переведены на итальянский, английский, французский, немецкий, китайский языки.

    В настоящее время Виктория Токарева – классик русской литературы, живет и работает в Москве.

    Текст читает ученик 2.

    В Северной Осетии хорошо знают имя Ирины Гуржибековой – журналиста, народного поэта Северной Осетии, автора многих популярных песен.

    Вся ее жизнь – это большой славный путь. Она родилась в тяжелом 1937 году 22 декабря в семье осетинского композитора Георгия Гуржибекова в Баку. Ее первые стихи появились в школьных стенгазетах военной поры. В 1949 году семья переехала в г. Орджоникидзе, где она окончила среднюю школу. В 1955 г. поступила на филологический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова и в 1960 г. Ирина Гуржибекова становится профессиональным журналистом.

    Многие стихи и песни Ирины Гуржибековой вошли в коллективные сборники «Первая борозда» /1960/, «Фестивальный сборник песен и стихов» /1961/, «Споемте, друзья» /1963/, «Гимн Иристону» /1968/ и др. или в отдельные: «След на тропе» /1967, «Родные черты» /1970/, «Жажда непокоя» /1970/, «Горы помнят» /1985/, «Пожелай добра» /1991/, «Струны времени» /1997/, «Ищу слова: Избранное» /2001/. Круг интересующих поэта вопросов широк, тематика произведений разнообразна.

    Благодаря глубокой сердечности и мелодичности более пятидесяти стихотворений Ирины Гуржибековой послужили текстами песен, ораторий и кантат.

    Профессиональный журналист, Ирина Гуржибекова написала более ста художественных очерков, опубликованных в разные годы в газете «Социалистическая Осетия», а также в книге «Большая родня». Ирина Георгиевна – автор слов и музыки гимна Национальной научной библиотеки Осетии. Она же перевела на русский язык и гимн РСО-Алания.

    А еще Ирина Гуржибекова – кавалер медали «Во Славу Осетии», заслуженный работник культуры, публицист, общественный деятель, неравнодушный гражданин, патриот, «меткое перо», борющееся за правду и справедливость яркими, смелыми строками.

    15 поэтических сборников, огромное количество публицистических работ, популярные вечера в «Чай – клубе», успехи детской литературной студии «Синий ветер» — ее заслуга.

    «Осетинской Ахматовой» назвал свою любимую поэтессу и наставника, с которой вот уже много лет он проводит литературные вечера, Чермен Дудаев.

    Счастливая судьба женщины и поэта. Неиссякаемая любовь к жизни и к людям. Отсюда – волшебные строки, простые и легкие, но в то же время мудрые, проникающие в сердце, вызывающие гордость за нашу любимую Осетию.

  • Анализ рассказа «Паспорт»

    Женская проза — социокультурный феномен, который возникает в процессе освоения женщиной публичного пространства и выражается в появлении литературных текстов, описывающих мир и социальный опыт глазами женщины. В прозе от женского лица автор больше места уделяет семейным ценностям, понятиям дома, любви, верности. Герои должны разобраться в своем внутреннем мире, и только после этого, возможно, им придется выстраивать отношения с другими.

    Давайте поговорим о рассказе.

    • 1. Какую важную, с вашей точки зрения, проблему затрагивает автор в «Паспорте»? (Соотнесение с проблематикой стихотворения).

      — Автор затрагивает проблему отношения человека к жизни, конкретно, ко времени.

    • 2. Рассказ – эпическое произведение. Как автор эпического произведения отражает свою позицию в тексте?

      — Позиция автора прямо отражена в заглавии, в эпиграфе, в речевых характеристиках героев.

    • 3. Попробуем выявить позицию автора по обозначенной проблеме.
    • 4. Давайте вспомним последовательность эпизодов, иллюстирующих развитие действия.

      — Е.Монахова присутствует на утренней «летучке»;

      — редактор Монахова пытается проникнуть на территорию охраняемого объекта по чужому пропуску;

      — задержание Монаховой милицией и проведение воспитательной беседы;

      — посещение героиней руководителя дискуссионного клуба Семеновой и беседа с ней;

      — выговор Монаховой от руководителя и последующее увольнение.

    • 5. Если говорить о композиции, то какой эпизод можно считать экспозицией? Какой эпизод можно считать кульминацией? Какой эпизод можно считать развязкой?
    • 6. С чего начинается и чем заканчивается рассказ? (С описания душевного состояния главной героини).
    • 7. Какое противоречие существует в рассказе? В чем оно заключается?

      (Главная героиня понимает, что ее желания расходятся с действительностью).

      Чтобы пронаблюдать конфликт героини с внешним миром, посмотрим, в результате чего происходит «раздвоение».

      Что мы знаем о Е.Монаховой? (Возраст, образование, семейное положение, отношение к делу, к людям).

      Докажите текстом, что героиня инфантильна, безответственна, пассивна.

      Диалог с капитаном – имеете трудовую книжку – успею

      Диалог с Семеновой – детей – успею

      Диалог с Семеновой – сценарий – успею

      Диалог с Гальченко – все вы тут думаете и ничего не делаете.

    • 8. Считает ли героиня себя неправой? Докажите?

      (Нет, не считает. Хотя она называет себя «человек «зря»», она считает, что «нужна в общей цепи». Оправдывая себя, она констатирует, что не важно, что сделал человек в своей жизни, важно, как он жил, т.е. «нравственный стаж»). Какое здесь противоречие? (Монаховой «скучно» жить).

    • 9. Какова развязка конфликта?

      (Героиня получает возможность по-новому строить свою жизнь, она остается без работы, обязанностей, обязательств. Финал открытый).

    • 10. Позиция автора: важно беречь время, стремиться к самореализации, проявлять жизненную активность. Иначе ты будешь подобен верхушке телевизионной башни – между небом и землей. Он приводит в пример мать Татьяны Лариной, профессора Семенову, Лермонтова.
    • 11. Почему рассказ называется «Паспорт»?

      (Паспорт – документ, удостоверяющий личность. Жизненный опыт личности должен соответствовать определенному возрасту. Героиня не соответствует своему возрасту, так как в свои годы не достигла ничего значительного ни в какой сфере деятельности).

  • 4. Анализ стихотворения И.Гуржибековой.

    • 1. Какова проблема, затронутая в стихотворении?

      (Отношение человека ко времени, к жизни).

    • 2. Какова композиция стихотворения?

      1 часть – предупреждение о коварстве времени;

      2 часть – легкомысленное откладывание «на потом» важных дел, запланированных давно;

      3 часть – принцип «на потом» становится основным в жизни;

      4 часть- приходит осознание быстротечности и невозвратности времени;

      5 часть – констатация факта, что жизнь прошла и счастье исчезло.

    • 3. Что можно сказать о характере дел, оставленных «на потом».
    • 4. Какова позиция автора стихотворения?

      (Откладывая «на потом» на самом деле важные дела, поддаваясь лени и потакая слабостям, человек проживает жизнь зря, ничего в ней не успев).

    • 5. Что представляет собой название стихотворения?

      (Устойчивое выражение).

    • 6. Как оно способствует отражению авторской позиции?

      (Оно максимально точно и определенно характеризует ошибочный и потому пагубный принцип жизни, который не позволяет человеку выполнить свое предназначение на Земле и познать счастье).

    • 7. Какие особенности текста обоих авторов вы наблюдали?

      (У Токаревой: афористику, иронию, обилие диалогов, парцелляцию, сценарную структуру текста.

      У Гуржибековой: конкретику суждений, экономность языковых средств, среди которых преобладает анафора; парцелляцию, неполные предложения, безличные предложения).


  • 5. Вывод.

    Оба автора приблизительно одного возраста, жили в одной стране, написали свои произведения примерно в одно время, поэтому их позиции во многом схожи: время не терпит безалаберного к себе отношения, поэтому нужно беречь его, следить за ним и не растрачивать впустую. То, что оно бесконечно – иллюзия, только к концу жизни люди понимают это. Различаются только финалы произведений. В.Токарева оставляет финал открытым, давая надежду на исправление героини, а И.Гуржибекова гипотетически создает ситуацию, которая может сложиться в жизни любого, и беспощадно, без прикрас доносит это до читателя.


  • 6. Рефлексия. Заполнение таблицы. Ответ на вопрос: «Чему меня научили эти произведения?»

  • 7. Заключение.

    Сегодня мы только заглянули в творческую мастерскую каждого из авторов. У нас есть уникальная возможность увидеть этих талантливых людей, побеседовать с ними, задать вопросы, которые важны для нас. Нужно продолжить это, бесспорно, полезное и благотворное общение посредством книги.


  • 8. Д/З. Оформить таблицу, прочитать избранные главы романа «Мы» Е.Замятина.

  • Обновлено: 24 июня, 2018
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.