Открытый урок по теме: «Образование действительных и страдательных причастий»

Причастие

Конспект открытого урока

Образование действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Цель урока: Объяснить образование действительных и страдательных причастий, уяснить отличительные формы причастий, научить употреблять причастия в речи.

Воспитательная цель: воспитывать внимательность, наблюдательность

Оборудование: опорная схема, карточки, распечатка, доска.

Тип урока: традиционный с использованием ИКТ.

Приемы: разъяснительный с применением ИКТ, проблемный.

Используемая литература:

Учебное пособие: «Школьный курс русского языка в опорных конспектах», авторы: Ю.С.Меженко, Т.Н. Ситникова; учебник русского языка. Русский язык: Практика. 7 кл./С.Н.Пименова, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.; под ред.С.Н.Пименовой. – М.: Дрофа, 2016. – 252 с.

I.Ход урока

Запись на доске:

Образование действительных и страдательных причастий.

Проверка д/з (3 мин.)

II. Опрос (14 мин.)

  1. Какие причастия называются действительными?
  2. Какие причастия называются страдательными?
  3. От каких глаголов мы образовываем страдательные причастия?

Взять в руки карточки с буквами Д, С. Я даю словосочетание (опред. слово+причастие+завис. слово), а вы определяете, причастие действительное или страдательное, и поднимаете карточку с буквой Д (действительное) или карточку с буквой С (страдательное)).

  • Рабочий, построивший дом (Д)
  • Девочка, поливающая цветы (Д)
  • Окно, вымытое мамой (С)
  • Прибор, созданный школьниками (С)
  • Снег, покрывший землю (Д)
  • Булки, испеченные кондитером (С)
  • Газета, лежащая на столе (Д)
  • Пламя, колеблемое ветром (С)

Повторим тему «Глагол»:

  1. Что такое «спряжение глагола»?
  2. Какие глаголы относятся ко второму спряжению? Приведите примеры (5-6)
  3. Какие глаголы относятся к первому спряжению? Приведите примеры (5-6)
  4. Какие 3 времени глагола вы знаете? Как узнать, глагол какого времени перед нами? (По вопросу, по формальным признакам)

Ребята, мы знаем, что причастие совмещает в себе признаки прилагательного и глагола. Мы знаем, что причастия образуются от глагола и сохраняют при этом вид, время, возвратность и спряжение.

Я называю причастия, а вы отвечаете, от какого глагола они образованы:

Видящий (видеть), подавляющий (подавлять), различаемый (различать), гонимый (гнать), воображаемый (воображать).

III. Объяснение темы. Вы правильно определили глаголы, а теперь посмотрим, как от этих глаголов мы образуем действительные и страдательные причастия настоящего времени. Внимание на схему (Воспроизведение посредством проектора). (5 мин)

(Схема полностью воспроизведена у детей в тетрадях для схем. Идет объяснение верхней ее части).

Давайте попробуем образовать ДПНВ. Возьмем глагол «читать». Глагол 1 спряжения, поэтому будем использовать суффиксы -УЩ- или -ЮЩ-. Чтобы получить основу глагола настоящего времени, нужно поставить глагол в форму 3 лица мн. числа: чита – ют и отбросить окончание. К основе «чита» прибавить суффикс –ЮЩ- и окончание прилагательного м. р., ед. ч. И.П. –-ий. Получилось «читающий». Образуйте ДПНВ от глагола «писать».

Образуем СПНВ от глагола «изучать». Глагол 1 спряжения, воспользуемся суффиксами –ОМ-, -ЕМ-. Основа глагола настоящего времени: изуча-ют, «изуча».Прибавляем суффикс –ЕМ- и окончание прилагательного м.р., ед.ч, И.п. –ЫЙ. Получилось: «изучаемый». Образуйте СПНВ от глагола «любить».

IV. Отработка темы.

На доске записаны глаголы. Работаем устно: (4 мин)

Образуйте ДПНВ от глаголов строить, готовить, стелить, бороться, готовиться.

Образуйте СПНВ от глаголов рисовать, извлекать, гнать, вести, прерывать.

Выполнить упражнение 1 письменно (распечатка). (9 мин)

Устранить речевой недочет (повтор слова который), заменив одно из сочетаний оборотом с действительным или страдательным причастием настоящего времени.

  1. У нас комната, в которой большие окна, которые пропускают много света.
  2. Мы подходим к перевалу, за которым высятся горы, которые привлекают нас своей красотой.
  3. Мы плывем по реке, которую освещает луна, которая кругла, как шар.
  4. Мы ступаем на тропинку, которую прикрывают кустики вереска, который очень красив.

Выполнить упражнение 2 устно (распечатка).(5 мин)

Образуйте от глаголов в скобках ДПНВ или СПНВ, согласуйте их с выделенными определяемыми словами, поставьте недостающие знаки препинания при причастных оборотах.

  1. Земляные работы ведутся по ночам (освещать) разноцветными ракетами.
  2. Разведчики слышат голоса саперов тоже (укреплять) свой передний край.
  3. Ребята скоро уснули (убаюкивать) ритмичным стуком колес вагона.
  4. Белая лошадь косится на хлыст (торчать) у человека из-под мышки и влечет за собой (упираться) конюха.

V. Подведение итогов урока.(3 мин)

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Мы сегодня узнали, как образуются ДПНВ и СПНВ, потренировались употреблять их в речи.
Все хорошо поработали. Наиболее активными были:…Они получают следующие оценки:…

VI. Домашнее задание.(2 мин)

  1. Выучить верхнюю часть схемы, прочитать и выучить правило образования ДПНВ и СПНВ.
  2. Написать упражнение 2, которое мы выполнили на уроке устно.
  3. Быть готовыми писать самостоятельную работу по изученной теме.

  • Обновлено: 9 февраля, 2018
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.