Открытый урок на тему: «Сочинение в формате ЕГЭ»

Сочинение

Конспект открытого урока в 11 классе (русский язык)

Сочинение в формате ЕГЭ

Цели урока:

  • Образовательная цель: Отработка навыков написания экзаменационного сочинения согласно требованиям.
  • Вспомогательная цель: воспитывать внимательность, наблюдательность, умение работать на результат, умение мобилизоваться.

Оборудование: доска, распечатка с аргументами по теме, презентация по теме.

Тип урока: традиционный.

Приемы: Разъяснительный, проблемный.

Используемая литература:

Учебное пособие: «Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Русский язык. Рабочая тетрадь» подготовлено при научно-методическом сопровождении ФИПИ.- Просвещение. – 2016.

I.Ход урока.

Запись на доске:

Сочинение в формате ЕГЭ.

Проверка д/з (5 мин.)

II. Опрос. (3 мин.)

Какова структура сочинения в формате ЕГЭ?

Какие требования предъявляются к комментарию, аргументам, объему сочинения и композиции в целом?

III. Работа с текстом.

Прочитать текст на стр. 269 и выполнить задания к нему.(4 мин.)

1. Какие проблемы поднимает автор текста?(2 мин.)

  • А) Проблему состояния русского языка. (Умирает ли наш язык?)
  • Б) Проблему охраны окружающей среды. (Как заботятся о состоянии водных ресурсов ученики школ?)
  • В) Проблему влияния перемен, происходящих в обществе, на судьбу русского языка. (Как перемены, происходящие в современном мире, влияют на язык, на его судьбу?)
  • Г) Проблему охраны русского языка. (Нужно ли охранять родной язык?)

2. С какой целью автор упоминает фамилии известных классиков в самом начале текста?(2 мин.)

  • А) Чтобы сравнить их творчество с современными писателями и поэтами.
  • Б) Чтобы придать конкретной проблеме широкий обобщающий смысл.
  • В) Убедить читателя в необходимости читать русскую классику.
  • Г) Их размышления о судьбе родного языка – свидетельство тревоги за судьбы народа и его культурного наследия.

3. Какие высказывания автора по проблеме №1 заслуживают особого внимания? Почему?(2 мин.)

4. Какими фактами, событиями автор иллюстрирует данную проблему? (Автор говорит о спорах между могучими «витиями» прошлых веков, касающихся судьбы русского языка. Он отмечает их вклад в русскую литературу, называя размышления о судьбе родного языка «высокими уроками человеческой мысли»). (2 мин.)

5. В каких словах вы видите отражение авторской позиции? (Нет «упадка» и «деградации» языка. Деградация происходит в умах людей. Судьба языка зависит от нашего отношения к языку, от нашей совести).(2 мин.)

6. Приведите (устно) примеры, которые доказывают мысль о том, что от человека, его бережного отношения к слову, к языку зависит состояние последнего. (Работа с распечаткой и презентацией).(17-20 мин)

IV. Домашнее задание. (1 мин.)

Написать сочинение.

Аргументы для доказательства позиции:

1. И.С.Тургенев как будто предвидел наше время, когда вопрос о сохранении языка становится актуальным, и призывал бережно относиться к языку в стихотворении «Русский язык». Родной язык – это духовная опора человека. Писатель признавался, что родной язык является для него не только средством общения, но и «надежной опорой» всей его жизни. Он призывал любить, беречь родное слово и правильно им пользоваться. Следуя совету великого классика, можно попытаться решить проблему сохранения и развития русского языка.

2. В книге К.И.Чуковского «Живой как жизнь» изложен взгляд писателя на состояние родного языка. Книга состоит из семи глав, в каждой из которых рассказывается о языковых явлениях, засоряющих речь, свидетельствующих о состоянии отечественной культуры. «Вульгаризмы», «канцеляризмы», «иноплеменные слова», «умслопогасы», «жаргонизмы» искажают живую, сильную, «искрящуюся» разговорную речь, которая, в свою очередь, является индикатором роста или упадка культуры. Писатель убедительно доказывает, что проблемы языка порождаются невежеством самих людей. В последней главе, которая называется «Наперекор стихиям», К.Чуковский высказывает мысль о том, что в современном мире есть возможности и условия для изучения родного языка. Никто не имеет права быть неграмотным. Все неправильные слова и речевые обороты должны искореняться, а культура масс должна расти.

3. В рассказе А.Г.Кнышева «В эфире ньюзости» читатель видит последствия чрезмерного употребления в речи заимствованной лексики. В тексте в большом количестве используются иностранные слова, которые ежедневно употребляются в официально-деловой, разговорной речи. Они живут в языке, изменяя свою форму согласно грамматическим правилам русского языка, но от этого становятся еще более непонятными. Так, День независимости называется днем «индепендности», школьные каникулы – «скульные» каникулы, Лев Толстой – Лев Фэт и так далее. Рассказ А.Кнышева – гротеск на современную русскую речь. Для тех, кто не понимает этот тарабарский язык, в конце произведения приводится словарик, который предлагается дописывать самостоятельно.Хуже всего то, что среди нас уже немало тех, кто не видит ничего особенного в этом рассказе и вполне обходится без «словарика».

4. Что не складно, то и не ладно.

Будешь книжки читать – будешь все знать.

Тот в слове стоит твердо, кому слово дорого.

Не говори того, что не знаешь.

5. «Нравственность человека видна в его отношении к слову». (Л.Н.Толстой)

«Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». (В.Г.Белинский)

« …Вольно или невольно мы подошли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на наше существование в мире». (В.Г.Распутин)

« Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». ( К.Г. Паустовский)

«Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». ( И.С. Тургенев)

«Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи». (Н.С. Лесков)

ТЕКСТ

(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского.

(2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.

(3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.

(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей.

(5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».

(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.

(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу.

(8)Так было.

(9)Видимо, так и будет.

(10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан?

(11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит.

(12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно.

(13)Русский язык не только живёт, но животворит!

(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые.

(15)Укорам да упрёкам не внемлют.

(16)Главное для них – прибыль.

(17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их.

(18)Каждому – своё.

(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка.

(20)Тут дело в совести и, главное, в таланте.

(21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка.

(22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились.

(23)Вот и всё объяснение.MM/p>

(24)Для меня лично оно основательно.

(25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.

(26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы.

(27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее – Дон, его могучие воды.

(По Б.П. Екимову*)

*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.

Приложение

Презентация на тему: «Проблема развития и сохранения русского языка». Автор: Якимовская Марина

  • Обновлено: 9 февраля, 2018
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

1 Комментарии к статье “Открытый урок на тему: «Сочинение в формате ЕГЭ»

  1. Галина:

    Марина Викторовна, большое спасибо за прекрасный материал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.