Урок литературы в 11 классе

Тема урока: Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе.

Цели урока:

  • — Образовательные: закрепить навыки работы над итоговым сочинением, обратив внимание на оформление заключения; познакомить с точкой зрения академика Д.С.Лихачева на проблему ошибок в жизни человека; создать вектор развития направления «Опыт и ошибки» и написать сочинение согласно выбранной теме («Искусство ошибаться»).
  • — Развивающие: способствовать развитию коммуникативных навыков, выражению мысли.
  • — Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к людям, философское отношение к жизни.

Надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и…красиво.

Д.С.Лихачев.

На доске афоризмы об опыте и ошибках.

План урока.

  1. Вспомнить структуру итогового сочинения.
  2. Предварительный разговор об опыте и ошибках: Что такое опыт? Как он соотносится с ошибками? Нужно ли учиться на собственных ошибках? Можно ли говорить об умении ошибаться?
  3. «Искусство ошибаться». Изучение афоризмов. Какие из них подтверждают точку зрения Д.С.Лихачев. Чтение текста и его анализ. Подчеркнуть предложения, в которых высказаны интересные мысли, с которыми вы согласны (хотите поспорить). Формулирование понятия «искусство ошибаться».
  4. Выражение собственной позиции.
  5. Поиск аргументации в произведениях мировой литературы. Приведение аргументов.
  6. Формулирование выводов.
  7. Оформление заключения. (Дать разновидности оформления заключения).
  8. Подведение итогов урока, выставление оценок, формулирование домашнего задания.

В рамках направления «Опыт и ошибки» возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Но сегодня мы будем размышлять об одной стороне этого обширной направления. Наша сегодняшняя задача – разговор о понятии, определенном Д.С.Лихачевым. Наша конечная цель – написать сочинение на заданную тему, которая называется «Искусство ошибаться».

Давайте уточним значение понятий, необходимых для беседы.

Итак, что такое опыт? Что такое ошибки? Как связаны между собой эти категории?

Слово учителя:

Письма о добром и прекрасном» Дмитрий Сергеевич Лихачев написал в 1985 году, незадолго до своего 80-летия. В них выдающийся специалист по древнерусской литературе открывается как философ, проповедник духовных ценностей. Он пишет о памяти и совести, об умении спорить с достоинством и искусстве ошибаться. «Письма» адресованы молодым людям, но слова мудрого и доброжелательного человека будут созвучны читателю любого возраста.

(Из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»)

Искусство ошибаться

Я не люблю смотреть телевизионные передачи. Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. Потом я устал от них и смотреть перестал – перестал систематически, смотрю только эпизодически. Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто еще не вошел в обоймы «признанных», выступают удачно. Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.

Но дело не в этом. Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. Упал и встает, быстро вступая снова в танец, и ведет этот танец так, точно падения и не было. Это искусство, огромное искусство.

Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле.

И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. Да, именно красиво.

Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «все погибло», – это досадно и для него и для окружающих. Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибшийся в ее исправлении.

Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. Нужен опыт, чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить ее. И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к ее исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае.

Нужен опыт, чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и легче включиться в работу, продолжить ее. Надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. Окружающим следует поддерживать того, кто признал свои ошибки.

Дома вы познакомились с текстом. Давайте его проанализируем.

  1. О чем говорится в тексте?
  2. В чем заключается основная мысль текста?
  3. Назовите основные условия искусства ошибаться?
  4. Какие мысли показались Вам неожиданными, с чем Вы не можете согласиться, а что Вы принимаете в позиции академика Д.С.Лихачева?
  5. Нужно ли учиться ошибаться?

    Посмотрите на афоризмы, которые соответствуют содержанию работы Д.С.Лихачева. Найдите в них отражение мыслей академика. Предлагаю использовать афоризмы в конце сочинения.

    • Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. (Теодор Рузвельт)

    • Большое достоинство человека заключается в его способности исправлять свои ошибки и постоянно делать нового человека из самого себя. (Ван Ян-Мин)

    • Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь. (Карл Раймунд Поппер)

    • Извлекай пользу из каждой ошибки. (Людвиг Витгенштейн)

    • Ошибки не выполняют свою миссию в оказании помощи человеку, который винит в своих ошибках других людей. ( Генри С. Хаскинс.)

    • Человек должен научиться прощать свои ошибки. (Артур Дэвисон Фикк.)

    • Забудьте ошибки. Забудьте неудачу. Забудьте всё, кроме того, что вы собираетесь делать сейчас и делайте. Сегодня ваш счастливый день. (Уилл Дюран)

    • Самая большая ошибка, которую вы можете сделать в жизни, это постоянно боятся сделать ошибку. (Элберт Хаббард)

    • Перед тем, как перейти к аргументации, давайте попробуем придумать варианты вступления.

      (Выбрать желающих) работа на 10 минут. Раздать им клише для вступления.

      Мы рассмотрели текст Д.С.Лихачева, нашли в нем основную мысль, от которой будем выстраивать наше рассуждение. Итак, давайте рассмотрим, как поступают герои литературных произведений, когда совершают ошибки.

      • 1 пример. Герой упорствует в своих ошибках. (Раскольников, Базаров)
      • 2 пример. Герой осознает свои ошибки, но не исправляет их. (Печорин)
      • 3 пример. Герой осознает свои ошибки, но не может себе их простить, потому что не может их исправить. (Андрей Соколов, героиня рассказа «Телеграмма», Николай из рассказа И.А.Бунина «Темные аллеи»)
      • 4 пример. Герой осознает свои ошибки, исправляет их, но не быстро или не всегда красиво. (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Григорий Мелехов, Сотников, Петр Гринев, князь Игорь Новгород-Северский, Петр (сказание о Петре и Февронии)
      • 5 пример. Герой осознает свои ошибки, исправляет их тут же и … красиво. (Николай Ростов, родители в басне «Старый дед и внучек», русские народные сказки, героиня рассказа Б.Екимова «Говори, мама, говори…»)

      Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников, убивая Алену Ивановну и признаваясь в содеянном, не осознает в полной мере весь трагизм совершенного им преступления, не признает ошибочность своей теории, ему лишь жаль, что не смог преступить, что не сможет отнести теперь себя к числу избранных. И лишь на каторге душой измаявшийся герой не просто раскаивается (раскаялся он, признавшись в убийстве), а становится на тяжелый путь покаяния. Писатель подчеркивает, что человек, признающий свои ошибки, способен измениться, он достоин прощения и нуждается в помощи и сострадании.

      М.А Шолохов «Судьба человека», К.Г.Паустовский «Телеграмма». Герои столь разных произведений совершают схожую роковую ошибку, сожалеть о которой буду всю жизнь, но исправить уже, к сожалению, ничего не смогут. Андрей Соколов, уезжая на фронт, отталкивает обнимающую его жену, героя раздражают ее слезы, он злится, считая, что она его «заживо хоронит», а выходит все наоборот: он возвращается, а семья погибает. Эта потеря для него – страшное горе, и сейчас он винит себя за каждую мелочь и с невыразимой болью говорит: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!»

      Рассказ К.Г. Паустовского – это повествование об одинокой старости. Брошенная собственной дочерью бабка Катерина пишет: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки». Но Настя успокаивает себя словами: «Раз мать пишет — значит, жива». Думая о посторонних людях, организуя выставку молодого скульптора, дочь забывает о единственном родном человеке. И лишь услышав теплые слова благодарности «за заботу о человеке», героиня вспоминает, что у нее в сумочке лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Дочь приезжает, но прощение просить уже не у кого. Горький опыт главных героев учит читателя быть внимательным к близким «пока не стало поздно».

      М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Череду ошибок в своей жизни совершает и главный герой романа М.Ю. Лермонтова. Григорий Александрович Печорин принадлежит к молодым людям своей эпохи, которые разочаровались в жизни.

      Печорин сам говорит о себе: «Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Лермонтовский персонаж – энергичный, умный человек, но он не может найти применения своему уму, своим знаниям. Печорин – жестокий и равнодушный эгоист, потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и его не волнует состояние других людей. В.Г. Белинский называл его «страдающим эгоистом», потому что Григорий Александрович обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, переживает и ничего не приносит ему удовлетворения.
      Григорий Александрович – очень умный и рассудительный человек, он умеет признавать свои ошибки, но хочет при этом научить других сознаваться в своих, как, например, он все пытался натолкнуть Грушницкого на признание своей вины и хотел разрешить их спор мирным путем.

      Герой осознает свои ошибки, но ничего не делает для того, чтобы их исправить, свой собственный опыт его ничему не учит. Хотя у Печорина есть абсолютное понимание того, что он разрушает человеческие жизни («разрушает жизнь мирных контрабандистов», по его вине гибнет Бела и т.д.), герой продолжает «играть» судьбами других, чем делает себя несчастным.

      Л.Н. Толстой «Война и мир». Если герой Лермонтова, осознавая свои ошибки, не смог стать на путь духовного и нравственного совершенствования, то любимым героям Толстого приобретенный опыт помогает стать лучше. При рассмотрении темы в этом аспекте можно обратиться к анализу образов А. Болконского и П. Безухова.

      Проверим варианты вступления.

      Какие выводы Вы сделаете для себя в сочинении? Давайте попробуем сформулировать заключение.

      Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:

      Варианты заключения

      Вид заключения
      Описание
      Пример

      Обобщение написанного
      Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально.
      Подводя итог, я хочу сказать, что Михаил Булгаков писал не ради славы, а для того, чтобы поведать людям высшую правду, которую он сам понял: только бескорыстная преданность истине, желание донести до читателя её свет обеспечат писателю вечную жизнь не только на книжных полках, но и в сердцах людей.

      Риторический вопрос
      Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность.
      Цивилизация дала множество благ, но она медленно губит нас. Испокон веков мы не приспосабливались к природе, а покоряли ее. Мы бесконечно изменяли и уродовали прекрасный лик планеты. Неужели человечество продолжит это бездумное уничтожение природы, а значит, и самого себя?

      Призыв к читателю
      Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме.
      Итак, посмотрите вокруг себя, подумайте о том, нет ли рядом людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: кем вы хотите быть — равнодушным эгоистом или человеком, который несёт добро окружающим?

      Цитата
      Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее вашу мысль.
      Русские писатели в своих произведениях не раз показывали страшное, бесчеловечное лицо войны. Множество произведений от «Слова о полку Игореве» до романов Б. Васильева объединяет мысль о том, что вóйны приносят человечеству только беды и страдания. Как тут не вспомнить слова Л.Н. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие…»!

      (Басня) Старый дед и внучек. Л.Н.Толстой

      Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

      Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

      Б. Екимов. “Говори, мама, говори…”

      По утрам теперь звонил телефон-мобильник. Черная коробочка оживала:

      загорался в ней свет, пела веселая музыка и объявлялся голос дочери, словно рядом она:

      — Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец! Вопросы и пожелания? Замечательно! Тогда целую. Будь-будь!

      Коробочка тухла, смолкала. Старая Катерина дивилась на нее, не могла привыкнуть. Такая вроде малость — спичечный коробок. Никаких проводов. Лежит-лежит — и вдруг заиграет, засветит, и голос дочери:

      — Мама, здравствуй! Ты в порядке? Не надумала ехать? Гляди… Вопросов нет? Целую. Будь-будь!

      А ведь до города, где дочь живет, полторы сотни верст. И не всегда легких, особенно в непогоду.

      Но в год нынешний осень выдалась долгая, теплая. Возле хутора, на окрестных курганах, порыжела трава, а тополевое да вербовое займище возле Дона стояло зеленым, и по дворам по-летнему зеленели груши да вишни, хотя по времени им давно пора отгореть рдяным да багровым тихим пожаром.

      Птичий перелет затянулся. Неспешно уходила на юг казарка, вызванивая где-то в туманистом, ненастном небе негромкое онг-онг… онг-онг…

      Да что о птице говорить, если бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста, но еще проворная старушка, никак не могла собраться в отъезд.

      — Кидаю умом, не накину… — жаловалась она соседке. — Ехать, не ехать?.. А может, так и будет тепло стоять? Гутарят по радио: навовсе поломалась погода. Ныне ведь пост пошел, а сороки ко двору не прибились. Тепло-растепло. Туды-сюды… Рождество да Крещенье. А там пора об рассаде думать. Чего зря и ехать, колготу разводить.

      Соседка лишь вздыхала: до весны, до рассады было еще ох как далеко.

      Но старая Катерина, скорее себя убеждая, вынимала из пазухи еще один довод — мобильный телефон.

      — Мобила! — горделиво повторяла она слова городского внука. — Одно слово — мобила. Нажал кнопку, и враз — Мария. Другую нажал — Коля. Кому хочешь жалься. И чего нам не жить? — вопрошала она. — Зачем уезжать? Хату кидать, хозяйство…

      Этот разговор был не первый. С детьми толковала, с соседкой, но чаще сама с собой.

      Последние годы она уезжала зимовать к дочери в город. Одно дело — возраст: трудно всякий день печку топить да воду носить из колодца. По грязи да в гололед. Упадешь, расшибешься. И кто поднимет?

      Хутор, еще недавно людный, с кончиной колхоза разошелся, разъехался, вымер. Остались лишь старики да пьянь. И хлеб не возят, про остальное не говоря. Тяжело старому человеку зимовать. Вот и уезжала к своим.

      Но с хутором, с гнездом насиженным нелегко расставаться. Куда девать малую живность: Тузика, кошку да кур? Распихивать по людям?.. И о хате душа болит. Пьянчуги залезут, последние кастрюлешки упрут.

      Да и не больно весело на старости лет новые углы обживать. Хоть и родные дети, но стены чужие и вовсе другая жизнь. Гостюй да оглядывайся.

      Вот и думала: ехать, не ехать?.. А тут еще телефон привезли на подмогу — “мобилу”. Долго объясняли про кнопки: какие нажимать, а какие не трогать. Обычно звонила дочь из города, по утрам.

      Запоет веселая музыка, вспыхнет в коробочке свет. Поначалу старой Катерине казалось, что там, словно в малом, но телевизоре, появится лицо дочери. Объявлялся лишь голос, далекий и ненадолго:

      — Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец. Вопросы есть? Вот и хорошо. Целую. Будь-будь.

      Не успеешь опомниться, а уже свет потух, коробочка смолкла.

      В первые дни старая Катерина лишь дивилась такому чуду. Прежде на хуторе был телефон в колхозной конторе. Там все привычно: провода, черная большая трубка, долго можно говорить. Но тот телефон уплыл вместе с колхозом. Теперь появился “мобильный”. И то слава богу.

      — Мама! Слышишь меня?! Живая-здоровая? Молодец. Целую.

      Не успеешь и рта раскрыть, а коробочка уж потухла.

      — Это что за страсть такая… — ворчала старая женщина. — Не телефон, свиристелка. Прокукарекал: будь-будь… Вот тебе и будь. А тут…

      А тут, то есть в жизни хуторской, стариковской, было много всего, о чем рассказать хотелось.

      — Мама, слышишь меня?

      — Слышу, слышу… Это ты, доча? А голос будто не твой, какой-то хрипавый. Ты не хвораешь? Гляди одевайся теплей. А то вы городские — модные, платок пуховый повяжи. И нехай глядят. Здоровье дороже. А то я ныне сон видала, такой нехороший. К чему бы? Вроде на нашем подворье стоит скотиняка. Живая. Прямо у порога. Хвост у нее лошадиный, на голове — рога, а морда козиная. Это что за страсть? И к чему бы такое?

      — Мама, — донеслось из телефона строгое. — Говори по делу, а не про козиные морды. Мы же тебе объясняли: тариф.

      — Прости Христа ради, — опомнилась старая женщина. Ее и впрямь упреждали, когда телефон привезли, что он дорогой и нужно говорить короче, о самом главном.

      Но что оно в жизни главное? Особенно у старых людей… И в самом деле ведь привиделась ночью такая страсть: лошадиный хвост и козья страшенная морда.

      Вот и думай, к чему это? Наверное, не к добру.

      Снова миновал день, за ним — другой. Старой женщины жизнь катилась привычно: подняться, прибраться, выпустить на волю кур; покормить да напоить свою малую живность да и самой чего поклевать. А потом пойдет цеплять дело за дело. Не зря говорится: хоть и дом невелик, а сидеть не велит.

      Просторное подворье, которым когда-то кормилась немалая семья: огород, картофельник, левада. Сараи, закуты, курятник. Летняя кухня-мазанка, погреб с выходом. Плетневая городьба, забор. Земля, которую нужно копать помаленьку, пока тепло. И дровишки пилить, ширкая ручною пилой на забазье. Уголек нынче стал дорогущий, его не укупишь.

      Помаленьку да полегоньку тянулся день, пасмурный, теплый. Онг-онг… онг-онг… — слышалось порой. Это казарка уходила на юг, стая за стаей. Улетали, чтобы весной вернуться. А на земле, на хуторе было по-кладбищенски тихо. Уезжая, сюда люди уже не возвращались ни весной, ни летом. И потому редкие дома и подворья словно расползались по-рачьи, чураясь друг друга.

      Прошел еще один день. А утром слегка подморозило. Деревья, кусты и сухие травы стояли в легком куржаке — белом пушистом инее. Старая Катерина, выйдя во двор, глядела вокруг, на эту красоту, радуясь, а надо бы вниз, под ноги глядеть. Шла-шла, запнулась, упала, больно ударившись о корневище.

      Неловко начался день, да так и пошел не в лад.

      Как всегда поутру, засветил и запел телефон мобильный.

      — Здравствуй, моя доча, здравствуй. Одно лишь звание, что — живая. Я ныне так вдарилась, — пожаловалась она. — Не то нога подыграла, а может, склизь. Где, где… — подосадовала она. — Во дворе. Воротца пошла отворять, с ночи. А тама, возля ворот, там грушина-черномяска. Ты ее любишь. Она сладимая. Я из нее вам компот варю. Иначе бы я ее давно ликвидировала. Возля этой грушины…

      — Мама, — раздался в телефоне далекий голос, — конкретней говори, что случилось, а не про сладимую грушину.

      — А я тебе о чем и толкую. Тама корень из земли вылез, как змеюка. А я шла не глядела. Да тут еще глупомордая кошка под ноги суется. Этот корень… Летось Володю просила до скольких разов: убери его Христа ради. Он на самом ходу. Черномяска…

      — Мама, говори, пожалуйста, конкретней. О себе, а не о черномяске. Не забывай, что это — мобильник, тариф. Что болит? Ничего не сломала?

      — Вроде бы не сломала, — все поняла старая женщина. — Прикладаю капустный лист.

      На том и закончился с дочерью разговор. Остальное самой себе пришлось досказывать: “Чего болит, не болит… Все у меня болит, каждая косточка. Такая жизнь позади…”

      И, отгоняя горькие мысли, старая женщина занялась привычными делами во дворе и в доме. Но старалась больше толочься под крышей, чтобы еще не упасть. А потом возле прялки уселась. Пушистая кудель, шерстяная нить, мерное вращенье колеса старинной самопряхи. И мысли, словно нить, тянутся и тянутся. А за окном — день осенний, словно бы сумерки. И вроде зябко. Надо бы протопить, но дровишек — внатяг. Вдруг и впрямь зимовать придется.

      В свою пору включила радио, ожидая слов о погоде. Но после короткого молчания из репродуктора донесся мягкий, ласковый голос молодой женщины:

      — Болят ваши косточки?..

      Так впору и к месту были эти душевные слова, что ответилось само собой:

      — Болят, моя доча…

      — Ноют руки и ноги?.. — словно угадывая и зная судьбу, спрашивал добрый голос.

      — Спасу нет… Молодые были, не чуяли. В доярках да в свинарках. А обувка — никакая. А потом в резиновые сапоги влезли, зимой и летом в них. Вот и нудят…

      — Болит ваша спина… — мягко ворковал, словно завораживая, женский голос.

      — Заболит, моя доча… Век на горбу таскала чувалы да вахли с соломой. Как не болеть… Такая жизнь…

      Жизнь ведь и вправду нелегкой выдалась: война, сиротство, тяжкая колхозная работа.

      Ласковый голос из репродуктора вещал и вещал, а потом смолк.

      Старая женщина даже всплакнула, ругая себя: “Овечка глупая… Чего ревешь?..” Но плакалось. И от слез вроде бы стало легче.

      И тут совсем неожиданно, в обеденный неурочный час, заиграла музыка и засветил, проснувшись, мобильный телефон. Старая женщина испугалась:

      — Доча, доча… Чего случилось? Не заболел кто? А я всполохнулась: не к сроку звонишь. Ты на меня, доча, не держи обиду. Я знаю, что дорогой телефон, деньги большие. Но я ведь взаправду чуток не убилась. Тама, возля этой дулинки… — Она опомнилась: — Господи, опять я про эту дулинку, прости, моя доча…

      Издалека, через многие километры, донесся голос дочери:

      — Говори, мама, говори…

      — Вот я и гутарю. Ныне какая-то склизь. А тут еще эта кошка… Да корень этот под ноги лезет, от грушины. Нам, старым, ныне ведь все мешает. Я бы эту грушину навовсе ликвидировала, но ты ее любишь. Запарить ее и сушить, как бывалоча… Опять я не то плету… Прости, моя доча. Ты слышишь меня?..

      В далеком городе дочь ее слышала и даже видела, прикрыв глаза, старую мать свою: маленькую, согбенную, в белом платочке. Увидела, но почуяла вдруг, как все это зыбко и ненадежно: телефонная связь, видение.

      — Говори, мама… — просила она и боялась лишь одного: вдруг оборвется и, может быть, навсегда этот голос и эта жизнь. — Говори, мама, говори…

      Итоги урока. Выставление оценок докладчикам и тем, кто писал вступление и заключение.

      Д.З. Написать сочинение на заданную тему. Прочитать рассказ Б.Екимова (можно использовать в сочинении). Через 3 дня принести работу на проверку.

      В разработке использованы материалы презентации Погребняк Н.М. «Направление «Опыт и ошибки»».

      • Обновлено: 15 января, 2017
      • Автором: Миронова Марина Викторовна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.