(Звучит песня «Говорим на русском языке» Георгия Гладкова)
- Русских слов глубокое теченье
- Дарит силу песенной строке.
- Ах, какое это наслажденье —
- Говорить на русском языке!
- Колосится рожь в широком поле,
- Облака купаются в реке.
- Мы с тобой о радости и боли
- Говорим на русском языке.
- Не померкнет подвиг наших дедов,
- Ордена горят на пиджаке.
- В майский день друг другу: «С Днём Победы!» —
- Говорим на русском языке.
- В майский день друг другу: «С Днём Победы!» —
- Говорим на русском языке.
(На фоне музыки начинают говорить ведущие)
- Вот малыш спешит за мамой следом,
- И ручонка в папиной руке.
- Он уже и с бабушкой, и с дедом
- Говорит на русском языке.
- Вспоминая белые берёзы,
- От родного дома вдалеке,
- Мы, смахнув непрошеные слёзы,
- Говорим на русском языке.
- Паренёк с фамилией Гагарин
- Взмыл впервые в космос налегке.
- И с Землёю из далёкой дали
- Говорил на русском языке.
- В Риме, в Вашингтоне и в Софии,
- И в английском тихом городке,
- Далеко и близко от России
- Говорят на русском языке.
- Греет нас особенное слово,
- Это слово вечное — Москва!
- Словно мать, беречь она готова
- Все на свете русские слова.
- У костра звучит родное слово,
- И заветный томик в рюкзаке…
- Мы и завтра будем с вами снова
- Говорить на русском языке.
- Здравствуйте! Здравствуйте! ЗДРАВСТВУЙТЕ!
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, уважаемые учителя!
- Здравствуйте все-все, кто собрался в этом зале!
Наш дружный коллектив школы № 3 рад приветствовать вас на лингвистической игре-конкурсе по русскому языку «Путешествие в страну Филологию».
- Много языков на свете разных-
- Выучить их все не смог бы я,
- Все они по-своему прекрасны,
- В каждом есть изюминка своя.
- Говорят в Париже по-французски,
- По-немецки говорит Берлин;
- Мне же дорог мой, привычный, русский,
- Для меня родной лишь он один.
- Мелодичный, гибкий и певучий,
- С детства он меня очаровал,
- И не зря великим и могучим
- Наш язык Тургенев называл.
- Развиваясь быстро, динамично,
- Впитывая разные слова.
- Новое воспринимал отлично,
- Но и мудрость предков в нём жива.
- Да и только нашей, русской речью
- Можно Русь привольную воспеть!
- Будет жить язык наш русский вечно
- И не сможет, верю, умереть!
А как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Что мы с ним знакомы, я согласна. Ведь это наш родной язык – мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров. Но хорошо ли мы его знаем? Много ли грамматических ошибок встречается в ваших тетрадях?
Вы скажете, что писать совершенно без ошибок мало кто умеет. Но не надо огорчаться. Помните, еще великий поэт А.С.Пушкин считал, что ошибка – обычное дело в русской речи. Он даже подтвердил это в своих стихах, сказав:
- Как уст румяных без улыбки,
- Без грамматической ошибки
- Я русской речи не люблю.
Великий поэт всегда ценил хорошую шутку. И в данном случае он, несомненно, шутил. Ведь, изучая его рукописи, ученые смогли найти совершенно ничтожное количество ошибок. О, Пушкин был великий знаток русского языка. И мы тоже должны стремиться делать как можно меньше ошибок.
А еще мы должны относиться к родному языку бережно, любовно, думать о нём, изучать его, страстно любить, и тогда нам откроется мир безграничных радостей, так как безграничны сокровища русского языка.
Ведь русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.
Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.
Язык национальной гордости и достоинства
А теперь, друзья, давайте проверим, хорошо ли вы владеете русским языком. Сегодня в нашей игре встречаются сильнейшие игроки 5-х. Пусть в соревнование вступят команды, и мы посмотрим, какая из них быстро и правильно выполнит задания, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка.
Сегодня участникам встречи предстоит пройти через увлекательные задания. Итак, 1 этап. Конкурс «Угадай слово». Я буду читать вам толкование слова, а вы постараетесь угадать, о каком слове идет речь. Например: «устное народное творчество народа» – это фольклор.
№ п/п | Лексическое значение | Слово |
---|---|---|
1 | Часть города, ограничивающаяся улицами. Четвертая часть года – 3 месяца | Квартал |
2 | Собрание засушенных растений | Гербарий |
3 | Устройство с раскрывающимся куполом для прыжка с самолета | Парашют |
4 | Книга, в которой перечислены в последовательности все дни года | Календарь |
5 | Крупный кустарник с большими гроздьями очень душистых цветов | Сирень |
6 | Старый воин или человек, который где-либо долго работал | Ветеран |
7 | Сосуд, особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания | Термос |
8 | Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой | Акваланг |
9 | Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству | Патриот |
10 | Круглая площадка в цирке, на которой дается представление | Арена |
11 | Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях | Жюри |
12 | Разговор двух лиц | Диалог |
2 этап. Конкурс «Метаграмма».
У вас у всех есть тексты, в которых задаются вопросы. Нужно ответить на них, внимательно прочитав текст.
- Как можно превратить мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число? (Сделать конечный согласный мягким: мель, уголь, шесть).
- Я с Л смягченным – под землёй бываю каменный и бурый, а с твёрдым – в комнате любой, в геометрической фигуре. (Угол-уголь).
-
- С К я в школе на стене: горы, реки есть на мне.
- С П – от вас не утаю – тоже в школе я стою. (Карта-парта).
-
- Мой первый слог – число с нулями,
- У всех людей – последних два,
- А вместе – догадайтесь сами:
- Всем городам она глава. (Столица).
- Я – синоним осьминога, а без С в метле нас много. (Спрут-прут).
-
- Первое – нота, второе – то же,
- А целое – на горох похоже. (Фасоль).
-
- Первый слог – китайский напиток
- Второй – названье буквы,
- А целое – птица. (Чайка).
-
- Меня вы в сказках отыщите,
- Я в сказке Пушкина герой.
- Но Л на Н лишь замените, —
- Сибирской стану я рекой. (Елисей-Енисей).
-
- Я пышно на клумбе красуюсь в саду,
- Захочешь – поставь меня в вазу…
- Но с буквою К в огород я пойду,
- И, если капусту на грядке найду, —
- Капусте достанется сразу. (Роза-коза).
-
- С Е я – жаркая пора,
- С О – настольная игра. (Лето-лото).
-
- Летом я всюду летаю,
- И жужжу, и всех кусаю.
- Превратите-ка меня,
- Сделав частью корабля. (Комар-корма).
3 этап. Домашнее задание «Песенка о знаках препинания».
О важности знаков препинания знает любой школьник. Каждая команда хочет спеть о том, как они необходимы. На сцену приглашается команда школы №…
4 этап. Тест «Интересные вопросы». Тестовые задания для школы №_________
Задание 1.
Табу – это
- А) сокращенно табуретка
- Б) порода медведей
- В) запрет
Лорнет – это
- А) очки
- Б) кабинет
- В) предмет врача-окулиста
Ассорти – это
- А) вид цветов
- Б) смесь
- В) шорты
Задание 2. Подберите к данным словам близкие по значению слова другого грамматического рода:
- Удача – заменить словом мужского рода
- Прищепка – заменить словом мужского рода
- Веник – заменить словом женского рода
- Мороз – заменить словом женского рода
- Век – заменить словом среднего рода
- Огонь – заменить словом среднего рода.
Задание 3.Подчеркните «третье лишнее»
- Подлежащее, дополнение, определение.
- Существительное, наречие, предлог.
- Прилагательное, местоимение, союз.
Задание 4.
- А) Измените одну букву в слове «пенал» так, чтобы это существительное превратилось в глагол.
- Б) Ничего не меняя в буквах, превратите эти два существительных в глаголы: Запах, пекло?
Задание 5. Каких зверей называют этими именами?
- косой –
- косолапый –
- серый –
- сохатый –
Задание 6. Расшифруйте языковые термины.
- таксинсис —
- инеедура –
Задание 7. Назовите детёнышей животных и птицы.
- кошка –
- курица –
- лошадь –
- овца –
Задание 8. Назови слово.
- ОХРА + ПОД = водный транспорт
- ЛИК + ПЕНА = птица с большим зобом
- ВОДА + РИНГ = гроздь сладких ягод
Пауза № 1. Чтение стихотворения о русском языке.
5 этап. Конкурс капитанов «Разгадай ребус».
Ребус – это загадка, головоломка, состоящая из сочетания букв, слов, цифр, картинок и знаков препинания. Если вы никогда не отгадывали ребусы, давайте попробуем сделать это сейчас. Перед вами ребус. Подумайте, какое слово может быть здесь зашифровано?
- КА
- ВА
6 этап. Конкурс «Поставь ударение во фразе».
Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение.
- Ударный слог, ударный слог –
- Он назван так недаром!
- Эй, невидимка – молоток,
- Отметь его ударом!
- И молоток стучит, стучит,
- И четко речь моя звучит
- Следи за поведеньем молотка
- Держи его в руках озорника.
Командам предлагается задание: правильно расставьте ударение в предложениях.
- Семена гвоздики похожи на гвоздики.
- На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.
- Сорваться в пропасть – значит пропасть.
7 этап. «Угадай фразеологизм по картинке».
- Бывает частенько, что слово одно,
- Но очень по – разному служит оно.
- Примеры тут можно найти без труда,
- Возьмем хоть короткое слово “вода”.
- Была я девчонкой, да детство прошло,
- С тех пор уж “немало воды утекло”.
- О смелом мы вправе сказать наперед:
- Такой “сквозь огонь и сквозь воду пройдет”.
- А гуси и утки сухие всегда
- Заметили люди: “Как с гуся вода”.
- Стихи я пишу, не жалея труда,
- Чтоб вы не сказали: “В стихах-то вода”.
Ребята, посмотрите на слайды и подумайте, о каком фразеологизме идет речь?
А судить, кто с заданием справиться быстрее и правильно, будет наше уважаемое жюри. Итак, слово предоставляется командам. Желаем вам удачи и везения!
- Бежать сломя голову.
- Водить за нос.
- Зарубить на носу.
- Как кошка с собакой.
- Сесть в калошу.
- Писать как курица лапой.
- Кот наплакал.
- Как баран на новые ворота.
- Крокодиловы слёзы.
- Тянуть кота за хвост.
- Погнаться за двумя зайцами.
Пауза 2. Показ рекламных роликов о русском языке «Речевой этикет». Песня о русском языке.
8 этап (дополнительный). «Напиши пословицу».
Ребята, напишите на листочках как можно больше пословиц о русском языке. Время работы – 3 минуты.Начали!
Подведение итогов. Награждение.
Вот и пролетело незаметно время. Все вы старались показать свои знания, свою находчивость и оригинальность мышления. Время сказать о результатах, подвести итоги и назвать тех, кто сегодня набрал больше баллов и оказался впереди. Слово предоставляется председателю жюри нашего конкурса…
Поздравляем победителей и ждем в гости!
- ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,
- НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!
- ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,
- НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!
- Обновлено: 19 августа, 2019
- Автором:
очень полезная работа
Большое спасибо!